Вера Иисуса - религия Духа. (Часть 2. Вера Иисуса.)

Apr 30, 2024 19:00

Часть 1. Буква и дух учения Иисуса Назарянина.

Часть 2. Вера Иисуса.
Вступление.

Сама попытка говорить о вере, в данном случае, религиозной вере, - неизбежно выводит нас на территории субъективных переживаний, спонтанных реакций и эмоциональных откликов, а в этом случае никаких гарантий корректности прохождения через такие «опыты веры» не существует, да их и быть не должно.
Опасность субъективизма в вопросах Христианской веры снимается точным понимаем смыслов и целей воплощения Сына Бога - Иисуса Назарянина, а это возвращает нас к «букве» его учения, только теперь не с точки зрения общих подходов, как мы это сделали в Первой части материала, а в содержательном аспекте.

Основным смыслом воплощения Иисуса было раскрытие нам Бога, как милосердного и любящего Отца, и человека, как его Божественного дитя:

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии…» (1Ин.3.2).

Отцовская любовь не подвержена колебаниям, не знает перерывов, не прекращает посвящаться при тех или иных обстоятельствах; не несёт в себе какого-либо лицеприятия, лишена фаворитизма.
Принятие Отцовства Бога и сыновства человека подводит нас к осознанию всеобщего братства; при всеобщем Отце братство не может быть не всеобщим.
И звучит Евангелие Иисуса:

«Все мы дети одного Отца и поэтому все мы братья»

«Все мы…» - говорит Иисус, тем самым относя себя и к сыновству по отношению к Богу и к братству по отношению к человеку.

Целью земной жизни Иисуса было исполнение воли Небесного Отца:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин.6.40).

Спасение человека и определило содержание того, чем Иисус наполнял свою жизнь - истовому и преданному служению человеку:

«…так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…». (Мф. 20.28)

Вот с таким самым общим пониманием смыслов и целей посвящения Сына Бога мы и начинаем рассуждения о его вере.


Вера Иисуса.

Иисус открыл для нас новый тип живой веры. До Иисуса верить в Бога означало верить в существование «иного бытия»; Бог представлялся   недоступной, малопонятной и непредсказуемой реальностью, которую наделяли определёнными, как правило, человекоподобными, чертами; последователи верили в такого Бога, создавали религии и организовывались в традицию.
Но вера Иисуса в корне отличается от такого традиционного подхода.  Иисус не просто верил в Бога, он верил в живое присутствие Бога.
У Иисуса Бог - это реальный участник духовной жизни человека, живая и откликающаяся реальность; Бог опекает человека, ведёт его, страхует от случайностей эволюционного мира, даёт возможность выбирать продолжение жизни.  
Недоступное и малопонятное «иное бытие» трансформируется у Иисуса в предсказуемое Божественное участие.
В личном религиозном опыте Бог был для Иисуса любящим и милосердным Отцом, и вера в непосредственное присутствие такого Бога позволяла ему полагаться на него так же, как дитя полагается на своего земного родителя.
Иисус уповал на Бога и его жизнь наполнялась уверенностью, чувством личной безопасности в сочетании с восторгом дитя, пребывающего в непрерывной заботе любящего Отца.
Живое присутствие раскрывало для Иисуса любвеобильный характер Бога: величественного, истинного, святого, справедливого, прекрасного и добродетельного родителя, - и рождало в нём ответную любовь.
Именно любовь к Отцу делала доступной для Иисуса понимание воли Бога - воли родительского участия, - и только любовь приводила Иисуса к посвящению своей воли, и прозвучало: Отец, «моя воля в том, чтобы исполнилась воля твоя».

Для Иисуса следование воли Бога заключалось в исполнении его наказа: из доверенного «не потерять ни одного» (Ин.6.37).
«Не потерять ни одного» означало - спасать всех, и спасение каждого человека стало возвышенной целью его жизни.
Для Иисуса люди были детьми Бога и его братьями; братская любовь призывала к служению, которое уже не было подчинением Божественному диктату, а становилось потребностью, пропитанной ароматом дружелюбия.

Иисус верил в человека.  Проницательность Сына Бога позволяла ему видеть Бога в каждом из нас:

«Царство Бога внутри вас есть» (Лк.17.21).

Он учил людей высоко ценить себя во времени и в вечности; из такой высокой оценки следовала его готовность отдавать всего себя неустанному служению. 
Он служил нам, указывая дорогу к Богу, через стремление к духовным ценностям, находящимся в Царстве Бога. 
Иисус призывал:

«…ищите царство небесное» (Мф.6.33).

Обретение духовных ценностей приводило человека к рождению в духе; именно при рождении в духе дети Бога становились сынами Небесного Отца.

«…да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.45).

Только рождённый в духе человек может искренне и спонтанно любить своих братьев:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1Ин.3.1)

Из жизни сына навсегда уходит ощущение вселенского сиротства, и он воспринимает реальность Отца, как свой дом:

«...раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно» (Ин.8.35)

Проживание истины Сыновства освобождает   человека:

«...вы познаете истину и истина делает вас свободными» (Ин.8.32).

Крепнущая духовная связь с Небесным Отцом и ответственное пребывание в его Семье (служение) освобождает от «мира сего», но не делает наше пребывание в нём лишённым всякого смысла.

Рождённые в духе дети образуют духовное братство вероисповедальных сынов Бога - семью Небесного Отца.

«…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».  (Мф. 12.50).

Вера в Небесную Семью наполняла жизнь Иисуса и отеческим милосердием, и братской любовью, а сам Иисус был «дверью», открывающей вход в это спасительное объединение:

«Я и пастырь я и дверь в овчарню» (Ин. 10.1-18.)

Основными обращениями Иисуса к людям были: «друзья мои», «братья мои», «дети мои».
Он утверждал, что является для каждого из нас братом-другом:

«Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Ин 15.15)

- и предлагал смотреть на Бога, как на Отца-друга. Иисус всей своей жизнью учил нас дружбе с Богом - любящим и милосердным Отцом.

Верить в Бога и верить в живое присутствие Небесного Отца - это разное.
Сомнения в реальности присутствия должны сметаться верой, желания, входящие в противоречие с присутствием, должны отклоняться верой, поступки, не совместимые с волей присутствия, - пресекаться верой.

Иисус подвёл нас к выбору: продолжать верить «как обычно», то есть прибегать к вере для создания иллюзорной реальности, в которой удобно прятаться от невыносимых страданий, или использовать веру как опору для борьбы с социальной несправедливостью (есть и другие варианты), а можно попытаться найти в себе силы и с помощью веры возрастать в способности ощущать живое присутствие Бога.

Вера Иисуса была сугубо личной и исключительно духовной, и мы не можем сравнивать её с любой другой верой, даже приписывая последней эпитеты «возвышенная», «великая», «несравненная» и т.п.
Но мы берёмся говорить о новом типе веры ещё и потому, что, будучи Богом, Иисус никогда не призывал верить в него, он призывал верить вместе с ним, верить в реальность присутствия Небесного Отца, безусловность нашего сыновства по отношению к Богу и сплочённость духовного братства.

«Иисус принадлежит людям, люди принадлежат Иисусу»; верить вместе с Иисусом означает - погружать себя в мир Иисуса:
мир человека, который постиг, что его рождение в духе и принесение плодов духа и есть исполнение воли Бога;
мир брата, наполняющего свою жизнь радостью и удовлетворением от братского служения;
мир сына, до конца убеждённого в том, что его путь во времени и вечности надёжно опекается мудрым и любящим Отцом.
Благодаря живому присутствию Отца мир Иисуса реализуется уже здесь и сейчас.
Иисус желает, чтобы все последователи разделяли с ним его веру; трогательно и призывно звучит его наказ: «следуй за мной», - исполняя его, мы своими жизнями раскрываем Иисуса так же, как он своей жизнью раскрывал нам Небесного Отца.

Следующая третья часть материала: Иисус-человек.

Перейти на мой сайт.
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ
Previous post Next post
Up