Библия. Что не так?
Самая Большая ошибка, допущенная Христианским священством в отношении Библейской традиции, заключалась в присвоении Библии статуса «святой» книги.
После этого жизнь вокруг этой книги прекратилась; теперь о ней нельзя говорить без придыхания, её нельзя анализировать, нельзя обсуждать очевидные нестыковки и даже не допускается критика неточностей редактирования и переводов.
Неприкасаемость Библии постепенно привела к тому, что желающих к ней прикасаться становится все меньше и меньше, и это, увы, факт…
Стараниями «защитников веры», Библия из прекрасного инструмента познания Божественности, превратилась в плохо согласованную подборку знаний о Божестве.
И с этими «знаниями о Божестве» происходит откровенная беда.
Вот суть проблемы: иудейская теология рисует знак равенства между Ветхим и Новым заветом, объявляя Иисуса ещё одним еврейским пророком, Христианство же формально складывают обе части, объявляя истинной всё, что написано о Боге и в Ветхом и в Новом Завете, и именно эта позиция является наиболее разрушительной.
В результате такого не витиеватого обобщения мы с вами имеем очень странного Бога, который предстает перед нами одновременно в разных ипостасях: Он то гневливый Господин, сидящий на горе и кидающий камушки в провинившихся рабов, то справедливый Царь, вершащий правосудие, а то милосердный Отец, заливающий весь мир своей любовью.
Попытка сгладить очевидные противоречия в характере Бога предпринимались в христианской теологии начиная с самых ранних этапов развития этой религиозной традиции, именно этому занятию посвятил значительную часть своей жизни ап. Павел.
Подобные старания неизбежно приводили к необходимости соединять гневливого самодура, с горделивым правителем и милосердным отцом.
В попытке получить собирательный образ Бога, сторонники такого подхода вели и продолжают вести себя как та девица из Гоголевской "Женитьбы", которая в своих фантазиях губы одного кавалера приставляла к носу другого; естественно получается «не очень» и что с этим «не очень» делать, никто не знает.
Точнее не знают те, для кого вера в Бога по-прежнему остаётся неотъемлемой частью самосознания и самовыражения, а вот все остальные знают и даже очень хорошо.
Такой противоречивый «бог», крайне удобен для различного рода манипуляций. Его без труда можно встроить в любую систему управления, для чего достаточно поворачивать его необходимой стороной, демонстрируя качества, способствующие решению той или иной задачи.
Нужно напугать Богом - есть такой Бог, нужно усмирить - и такой Бог в Библии есть; надо кого-то успокоить - вот вам цитатка, кому-то надо пригрозить - есть много цитаток, кого-то приласкать - поменьше цитаток, но тоже есть; ну да Бог им судья….
Так что же происходит в Библии на самом деле, о чем же нам повествует эта, несомненно, выдающаяся Книга?
А повествует она не о том, как выглядит Бог в своих различных проявлениях, а о том, как менялось представление о Боге у людей в разные исторические времена и у разных народов.
Библия не предлагает нам изучать галерею портретов Бога, глядя на которые мы должны делать выводы относительно Его характера и отношения к человеку, она дает нам очень яркие иллюстрации того, как менялось восприятие человеком Бога походу развития нашей цивилизации.
Если брать два Завета, то цепочка таких трансформаций человеческих представлений о Боге, в самом общем виде, выглядит так.
Изначально, Бог гневливый господин:
«Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому»
Исх 15:7 .
«…и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами».
Исх 22:24.
«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его…»
Чис 11:1«…ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».
Втор 6:15.
«...Бог великий и страшный...»
Втор 7:21 Далее, Бог - справедливый царь (судья):
«Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий. Пс.7:12
«Бог - святой, неподкупный Судья, Чьего правосудия никто не избежит». Еккл.12:14
«Скажите среди народов: «Господь правит!» Прочно мир утвержден и не поколеблется; Господь будет судить народы справедливо.
Пс 95:10«….Он будет судить вселенную справедливо и народы - по Своей истине».
Пс 95:13«Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо».
Ис 32:1 И в итоге, Бог - - любящий (милосердный) Отец:
«Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище».
Пс. 67:6.
«Не один ли у всех нас Отец?».
Мал 2:10.
«...но Отец Мой, Сущий на небесах...»
Мф 16:17«Смотрите, какую любовь дал нам Отец».
1Ин 3:1.
«...Бог есть любовь»
1Ин 4:16.
«...и любовь Бога Отца»
2Кор 13:13 Именно о таком последовательном изменение представления человека о Боге и идет речь в Библейской традиции.
Представления о нравах человекоподобных богов являются точным отражением морали тех людей, которые эти представления для себя открывали, они достоверно передают верования и традиции наших уже давно ушедших предков.
Подобный подход не разрушает, а наоборот делает очевидным сущностное единство Библии, и демонстрирует преемственность, то есть внутреннюю связь Нового и Ветхого Завета, а это важно!
Вот пример: концепция Бога - Отца не является «авторской» концепцией Иисуса, и появилась уже у поздних пророков, читаем у Исайи:
«...Только Ты - Отец наш»
Ис 63:16;
«...Но ныне, Господи, Ты - Отец наш».
Ис 64:8.
Другое дело, что у евреев Бог был Отцом только народа Израиля, читаем у Иеремии:
«...ибо Я - отец Израилю»
Иер. 31:9,
- а у Иисуса Он стал Всеобщим Отцом, но факт преемственности налицо.
Новый Завет является естественным продолжением Ветхого завета, его итогом, логическим завершением, Ветхий Завет разрешается Новым Заветом, он разрешается Иисусом.
Представление о Боге, как о милосердном Отце является высшим представлением человека о Боге.
Бог всегда был Отцом человека, но человек не всегда воспринимал его как своего Отца.
В отношении к нашему Небесному родителю происходили те же перемены, которые происходят с нами и в отношениях к нашим земным родителям; они для нас меняются - потому, что мы взрослеем.
Мы, вселенские дети, и в процессе своего духовного взросления, сначала видим в Боге грозную силу и наказание, потом начинаем замечать мудрость и справедливость, но нам потребовались тысячи лет для того, чтобы мы смогли увидеть в нём Того, кем Он для нас всегда являлся, - нашим духовным Отцом.
Какая польза нам от целой череды духовно просвещённых поколений, если мы продолжаем видеть Бога таким, каким его видели семитские бедуины, Моисей и пророки?
Мы должны оставить за спиной Бога - Господина в окружении своих преданных рабов, для нас больше нет Бога - Царя с бесчисленной свитой слуг, но есть Бог - Отец в кругу своих сыновей и дочерей.
Именно в такой семейный характер отношений человека и Бога посвятил нас Иисус, проживая свою человеческую жизнь. Именно такого Бога раскрывал он нам всей своей жизнью.
Бога, который не играет в Отца, и не проявляет себя как отец, но является Отцом всего сущего.
Бога, который не держит в неведении своих детей относительно их места в своём любящем сердце и их положения в Небесной семье.
Отца, у которого нет «первых» и «последних»; любовь которого, - нелицеприятна, который любит всех, а не только «правильно» верующих в него; любовь которого к своей семье, как к единому целому, основывается на проникновенном чувстве к каждому члену этой семьи.
Его любви присуще бескорыстие; Он любит нас не за «что-то», не за жертву и ни за молитву, а за то, что мы Его дети, и, как любой любящий отец, Он не отказывается от своего ребенка, даже если тот его знать не хочет.
Отец не отворачивается, когда им пренебрегают; проступки детей не отвращают любовь Бога; скорее, мы, его дети, наделённые способностью свободно выбирать, сами определяем степень божественного участия и выставляем для него ограничения присутствия в наших собственных сердцах и душах.
Бог не принимает решение прощать или не прощать человека, Он уже принял свое решение на всю оставшуюся вечность - любить: «Бог есть любовь», - «Господь, приняв решенье, его не изменит никогда». Пс 7:13.
Во второй части: Якоря Ветхого Завета, - поговорим о аде, первородном грехе, искупительной жертве и Христианской традиции.
Перейти на мой сайт. Философские беседы. Разговор на самые важные темы.Добавить в друзья в ЖЖ