Leave a comment

alborrodach June 13 2024, 16:03:53 UTC

Спасибо за ответ. Однако есть следующее возражение против такой трактовки подобия человека Богу: как же тогда быть с кораническим утверждением: "Нет никого подобного Ему" (42:11)?

В книге Бытия есть довольно непонятное и противоречащее (на первый взгляд) кораническому утверждению место: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27).

Если понимать эти слова буквально, то получается, что Бог есть "мужчина и женщина", раз Его подобие таково - но это ересь. Значит подобие не буквально, а условно, т.е. человек наделен чем-то, что есть и у Бога, что и делает его подобным. Чем же? Ответ можно найти в Евангелии от Иоанна, в начале первой главы. Приведу неканонический перевод, на мой взгляд, более верный:

1. ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν προ¬̀ς τὸν θεόν καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος

1. В начале было Слово (Логос, Разум) и Слово/Разум был к Богу (т.е. Разум обращался к Богу, но не был Богом), и Разум был Божественен (слово Теос может пониматься как Бог, но в данном случае оно без артикля и по всей видимости это прилагательное - т.е. тут не говориться, что Логос был Богом, но был Божественным, происходящим от Бога).



14. καὶ ὁ λόγος σὰρξ ἐγένετο καὶ ἐσκήνωσεν ἐν ἡμῖν καὶ ἐθεασάμεθα τὴν δόξαν αὐτοῦ δόξαν ὡς μονογενοῦς παρα¬̀ πατρός πλή¬ρης χάριτος καὶ ἀληθείας

14. И слово стало плотью и поселилось в нас (а не жило с нами, т.е. Логос посилился в нас и стал т.о. плотью). И мы увидели его славу единственного произошедшего от Отца (т.е. это 1-е творение, а уже от него и все остальное), полного милосердия и истины.

Т.о. наличие в человека Логоса делает его богоподобным и ни что иное (это подтверждается и словами из Бытия: "и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (3:5), "вот Адам стал как одни из Нас, зная добро и зло" (3:22); из Корана: "И научил Он Адама всем именам" (2:31)). В этом случае слова Корана и Библии непротиворечивы.

Можно возразить, Адам и Ева были сотворены до грехопадения, а значит и до обретения Логоса. Но это так лишь на первых взгляд. В 1-й главе Бытия не говориться, что человек был сотворен животным (т.е. без Логоса), - разве животное может быть подобием Творца? Во 2-й главе говориться о том, что человек до грехопадения дал имена всем животным, что было бы невозможным при отсутствии у него Логоса, по-видимому, еще не раскрытого в полной мере. Грехопадение, в таком случае, незаконное раскрытие Логоса, в результате чего человек не достиг совершенства, но вынужден к нему идти через проживание в этом мире.

Может быть и другая трактовка. Я ни в коем случае не вещатель безапелляционной истины.

Полагаю, что исламские фундаменталисты опирались на Священные Писания, а значит с той же опорой, может во всех вопросах разобраться и мы.

Reply


Leave a comment

Up