Вампиры и патриарх

Mar 07, 2011 11:07

Блоггер brother2  рассказывает леденящую душу историю о том, как в прежние времена в задачу церковных служек входило добивание покойников, встававших из гроба до погребения. Никого не колебало, вампир ли это, или человек из комы вышел, или просто злой зять забыл тёщу разбудить: из гроба обратной дороги нет!

А ведь, по сути, вся европейская (особенно восточноевропейская) мифология об упырях завязана на патриархальном укладе сельской общины. Причём там, где этот уклад отмер рано - у всяких там англосаксов - там в поп-культуре речь идёт об абстрактных зомби, заимствованных к тому же вторично из Африки; а вот в восточной Европе вампиры - явление семейное, там сказки рассказывают о вставшем из гроба близком родственнике, обычно главе семейства.

Оно и понятно, почему так боялись. Патриархальный восточноевропейский уклад - это представьте себе армейскую дедовщину, только не на два года, а на всю жизнь, и смерть патриарха - это как заветный дембель для тех, кто в этой патриархальной семье стоял ближе всего к верхушке: теперь не их будут гнобить и гонять по мелочам, а они сами будут. Да и для остальных членов семьи какое-никакое послабление. Сюда добавим ещё то, что в патриархальных семьях (наследие длинных домов эпохи неолита) имущество было скорее родовым, чем личным, и выделение из рода ветви всегда было связано с конфликтами, хотя и совсем обойтись без него тоже было нельзя. Про все эти перипетии бесполезно искать информацию в русской классике - что для писателей-дворян, что для разночинцев (потомков вчерашних крестьян) всё это было грязью, унитазом, о котором все знают, но писать неприлично. Совсем другое дело - украинская литература, тут подробностей хоть отбавляй, а шедевром я считаю повесть Нечуя-Левицкого "Семья Кайдаша" (по крайней мере, с юмором и без чернухи, поскольку в той же украинской литературе есть масса куда более мрачных примеров).

Представим себе ситуацию: патриарх поехал куда-то торговать и пропал. Месяц нет, два нет. Семья уже начинает привыкать к новому укладу и перераспределять обязанности, да заодно и переделивать родовое имущество. Тут вдруг - preved, вот и я, Горча, ваш законный дедуля! Это не только вносит в ситуацию некий напряг: это ещё и опускает членов семьи, только начавших привыкать к новому статусу, перед односельчанами. Личное унижение ещё как-то можно перенести, но перед общиной - это уж слишком. И рука сама тянется к осиновому колу (кстати, почему осиновому? А искать долго не надо - взял и выдернул из забора; больше ни на что осина не годится).  Вот так и рождала восточноевропейская среда сказания об упырях. Это не сказки, это сама жизнь.

В западной же культуре, где имущественные права - индивидуальные или по крайней мере семейные (как в Европе XIX века), а не родовые, восставший из гроба - существо скорее трагическое, чем страшное. Восставший из гроба на Западе - это в лучшем случае авантюрист Джек Сомерсби, а в худшем - бальзаковский полковник Шабер (хотя не повезло, как известно, обоим). Не его боятся, а он боится.

P.S. Ну и на закуску - последний писк советского кинематографа, снятый довольно неплохо и увлекательно, хотя без традиционной для советского киноискусства затянутости и пятиминуток  молчания не обошлось - фильм "Семья вурдалаков". Смотрите и наслаждайтесь.

вампир, украинская литература, патриарх, упырь, Горча

Previous post Next post
Up