Бабы в сундуке и психологи против нефти

Aug 14, 2010 20:15

Возвращаясь на самолёте из Парижа, листал журнал Time за 2010.08.09.

Журнал привлёк внимание жуткой фотографией на обложке - женщина с отрезанным носом. Статья озаглавлена "Что будет, если мы уйдём из Афганистана". Статья мне показалась трезвой и очень обстоятельной, хотя несколько однобокой: авторы статьи полагают, что за права женщин в Афганистане можно бороться, главным образом, тем, что не выводить оттуда войска, а в дополнение к тому тем, что продвигать в массы мнение продвинутых женщин, разъясняющих вопрос о правах в парламенте, на телевидении и т.д. По поводу парламента было метко замечено, что не помогла даже "женская квота" - её большинство составляют жёны консервативно настроенных депутатов. Но, думаю, не только в этом дело.

Положим, есть у бедняка сундук, где лежат его деньги на чёрный день. Вот чёрный день наступает, открывает он сундук, а деньги ему и говорят: "Фиг ли уставился, мы теперь свободны, куда хотим, туда и идём". И уходят. Вот женщина в Афганистане - это и есть такой вот стратегический капитал, не личный даже, а семейный, которому позволить просто уйти никак нельзя.

Радикальность афганского ислама (как и в других странах) весьма положительно коррелирует с местным климатом - чем он пустыннее, тем ислам радикальнее. Это касается и бедных Афганистана с Йеменом, и богатой Саудовской Аравии. Пустынность и безводность климата не очень-то способствуют социальной мобильности и разнообразию, что сужает местные социальные контакты и формы обмена до насколько возможно примитивных форм.

Приезжего иностранца Афганистан поначалу приятно поразит тем, насколько здесь всё дёшево. Потом придёт осознание, что "всё" - это весьма ограниченный круг товаров, хотя и относящихся к повседневной необходимости, а за остальное приходится платить втридорога.  Ещё позже приходит очередное наблюдение: местные связаны кучей "взаимозачётов", встречных услуг. Иностранец поначалу эти "взаимозачёты" не замечает - пока длится период гостеприимства, но потом вынужден либо вписываться в эту систему, либо - в качестве альтернативы - постоянно подпитывать её всё большими денежными вбросами, либо уносить ноги.

В системе этих взаимозачётов весьма важную роль играет женщина. Обмануть чужого - не порок, обмануть своего - страшный грех, и порой заранее назначенная свадьба очень надёжно цементирует деловые отношения между двумя семьями. Сюда добавим ещё, что калым - это одновременно и деньги на приобретение отдельного дома (а кто не способен приобрести отдельный дом, о женитьбе лучше не мечтай).

Иными словами, чтобы женщина перестала быть товаром, нужно сделать пустынно-горное общество мобильным: создать движение товаров, движение рабочей силы, денег. А как? Это же куча геморроя при почти полном нежелании местных шевелиться. ("Филин! Нас волки едят, придумай что-нибудь!" - "Станьте ёжиками" - "Ура! Только как же мы станем ёжиками?" - "Ну не знаю, моё дело - стратегия"). Да легче своим "блудницам" носы отрезать, чем по такой жаре высунув язык бегать, бизнес строить. Пускай ковбои Джо в своём Пиндостане бегают!

Ещё одна интересная статья в том же номере - о психологической помощи жертвам стрессов в результате разлива нефтяного пятна в Мексиканском заливе. Формулировка в первых строках статьи была расплывчатой: можно было даже подумать, что вот, мол, буржуи с жиру бесятся, и разлив пятна вызвал у них прилив мировой скорби: да как же после этого можно стихи писать! Но мой первоначальный цинизм быстро улетучился, когда я стал читать статью: проблема описывалась вполне реальная. Во-первых, катастрофа отняла работу у кучи людей, имевших бизнес на побережье (прежде всего у рыбаков, но не только у них) - народ стал пить, начались сплошные семейные конфликты, семейное рукоприкладство и прочие прелести такого рода. Во-вторых, чёрная кошка пробежала, разделив общество надвое: на тех, кого British Petroleum привлекла на работы по очистке пятна, и тех, кто такой работы не получил и возненавидел "стервятников, наживающихся на людском горе" (а также членов их семей). Страдают прежде всего дети сторон конфликта, для которых приходится организовывать специальные лагеря отдыха или психологической разгрузки.

Вывод: учитm английский полезно хотя бы затем, чтобы читать некоторые буржуйские журналы. Они всяко занимательнее, чем газета "Известия".

P.S. Пару лет прошло, и в другом журнале разгорелась интересная дискуссия об афганских реформах.

психологи, Афганистан, ислам, экология, экономика, катастрофа, феминизм, женщины

Previous post Next post
Up