РПЦ хлопает дверью. А фиг ли?

May 17, 2010 23:41


Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин покинул в понедельник заседание Общественной палаты, посвященное законопроекту о передаче церкви религиозного имуещства, в знак протеста против необъективности и «манипулятивности» организации слушаний, передает корреспондент РИА Новости.
Большинство выступавших высказались критически (некоторые резко против) в адрес обсуждаемого законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». (...) Однозначную поддержку законопроекту выразили только представители Русской православной церкви. (...)

"Нам опять предлагают ждать пять лет или сколько-то - мы уже 20 лет ждем! Позор стране, которая не возвращает то, что вернуть надо было сразу после конца советской власти", - заявил представитель Московского патриархата и вышел под аплодисменты нескольких священнослужителей, присутствовавших в зале. (...)
Чуть ранее в своем запланированном выступлении в ходе заседания он отметил, что «государству должно принадлежать то, что относится в деятельности государства, а религиозная деятельность к этой деятельности не относится» (за исключением особо ценных объектов культурного наследия, охраняемых государством). (...)
Большевики, изъяв церковные ценности, по словам Чаплина, совершили «чудовищное преступление, которое нуждается в общественном осуждении». (...)


А теперь, если посмотреть трезво. Отдаим, значит, Богу (т.е. РПЦ) Богово, а кесарю (государству) - кесарево. Только, справедливости ради, следует вспомнить, что до 1917 года РПЦ была частью государственного аппарата, а монарх России был одновременно и главой РПЦ. Принадлежность к РПЦ была даже не принудительной, а безоговорочной, по факту рождения (так же, как при Советской власти "принимали" списками в октябрята и пионеры). Переход из РПЦ в иную конфессию в России был невозможен: разве что в связи с переходом в иное подданство. Вот из другой конфессии в РПЦ - всегда пожалуйста. В 18 веке были последние прецеденты смертной казни через сожжение за переход или переманивание из лона РПЦ в другое вероисповедание; конец этому положил, если не ошибаюсь, Павел Первый.

Мира между большевиками и РПЦ быть не могло, даже если бы большевики вдруг объявили Христа "первым социалистом" (а некоторые, вроде Луначарского, и пытались протащить подобную идею). Подобно КПСС при Советской власти, РПЦ при монархии была весьма привилегированой частью госаппарата и по закону имела немалые льготы, от которых не хотела отказываться ни при каких условиях. Бороться с РПЦ пришлось бы и Временному правительству, если бы оно победило большевиков (впрочем, это как раз не новость, если вспомнить постоянные конфликты Временного правительства с церковными деятелями).

Если решать вопрос юридически, то, скорее всего, нужно будет вспомнить, как решался вопрос о церковном имуществе большевистским декретом об отделении церкви от государства, тем более, что за подобное отделение представитель РПЦ высказался вполне чётко и однозначно. А говорилось в декрете, что церковным и религиозным общинам запрещалось право собственности и право быть юридическими лицами, а их имущество объявлялось общественным достоянием. Тем более, что нынешнее Российское государство - юридический наследник государства большевистского, даром что выступает под дореволюционным знаменем.

имущество, РПЦ, большевики

Previous post Next post
Up