В блоге питерского писателя Александра Житинского
maccolit появилась заметка, вызвавшая бурное обсуждение среди блоггеров:
http://maccolit.livejournal.com/817268.html http://maccolit.livejournal.com/818191.html http://maccolit.livejournal.com/818917.html Если коротко, то речь шла о том, что в питерской библиотеке им. Лермонтова происходит массовое списание старых книг, причём их не пытаются куда-то распределить, а просто выбрасывают. И речь идёт о практике, сложившейся давным-давно.
Между тем, мой давний знакомый, биолог Андрей Пржиборо, по этому поводу прислал мне письмо, которое разрешил опубликовать в ЖЖ:
Это очень даже может быть правдой. Мне известно два аналогичных случая
(но только по рассказам коллег, сам я эти сведения НЕ проверял): лет 5 назад избавлялись от большей части книг и журналов в библиотеке Воронежского Университета, и мой коллега и приятель Саша Прокин набрал себе то, что ему было нужно (вернее, что смог увезти со свалки). Несколько лет назад аналогичная история была в библиотеке им. Горького (СПбГУ): когда мы обратились туда за одним из журналов (1950-60е), который отсутствовал в библиотеке ЗИН, нам сообщили, что они недавно там просто избавились от всех периодических изданий до какого-то (1980? 1990?) года. Причем в обоих случаях речь шла о выбрасывании, а не о передаче куда-либо, и не о трудах партсъездов, а о научной периодике, учебниках и монографиях.
Почему так делается у нас - не знаю - наверное, по глупости, или кому-либо понадобилась площадь, которую занимают библиотеки. Дело в том, что аналогичная практика существует во многих периферийных европейских и американских университетских библиотеках - они тоже нередко списывают старую литературу, но при этом там нормально функционирует система заказов из крупных центральных библиотек, благодаря чему любую статью или книгу можно оперативно заказать и получить. При этом у них библиотеки получают хорошее финансирование и постоянно комплектуются современными монографиями и многими важнейшими журналами, а также получают online доступ ко многим ресурсам. Таким образом, они не теряют доступ к литературе, а просто следуют приоритетам - что держать у себя, а что нет.
У нас же сейчас почти отсутствует нормальная комплектация даже центральных библиотек (б.ч. литературы поступает только на обмен, а покупку каждой необходимой книги приходится выцарапывать годами), и при этом полностью разрушена система межбиблиотечного обмена. Про периферийные библиотеки я просто молчу, это убожество даже по сравнению с нашими. Кстати, даже при наличии соответствующей книги, например, в Москве (БЕН или РГБ), ее почти невозможно получить сюда, да и в лучшем случае ждать приходится полгода-год. Про заказы из зарубежных библиотек и говорить не приходится - такие обязательства имеют взаимный характер, а наши не имели денег (или желания) на то, чтобы отправлять свои книги в ответ на запросы из других стран. Не знаю, что сейчас - так было 5-10-15 лет назад, и ситуация только ухудшалась. Увы, нормальные библиотеки не нужны ни московским академикам, ни местным властям, поэтому они получают незначительное финансирование, а то, что приходит, в основном, мне кажется, разворовывается библиотечным начальством, которое в целом не менее коррумпировано, чем все прочие госструктуры. Отсюда и деградация.
Единственное, с чем ПОКА становится лучше - это online доступ, но и он требует периодических крупных финансовых вливаний со стороны РАН, РФФИ и т.п. (гранты на подписку и т.п.). По-видимому, такие гранты сложнее разворовать, поэтому online-доступа к важнейшим ресурсам у нас становится все больше, что не может не радовать.