Конечно, по масштабам деятельности красный партизан Яков Тряпицын вряд ли смог бы соревноваться с великим и ужасным лидером красных кхмеров. Но он явно опередил его с инициативой по полному уничтожению городов и их мирного населения, с выселением в глухомань немногочисленных выживших.
В марте 1920 г. Тряпицын захватил Николаевск-на Амуре, после чего приказал убить несколько сот местных японцев; спаслись лишь 12 японок, которых скрыли их мужья-китайцы. 30 мая 1920 г. Тряпицын приказал стереть город с лица земли.
Город был сожжён полностью, целых зданий не осталось. Около 4000 местных жителей
были целенаправленно убиты, в живых к приходу войск Дальневосточной республики оставалось всего несколько сот человек.
Зверства Тряпицына японцы использовали как предлог для 5-летней оккупации Северного Сахалина. Самого Тряпицына казнили за самоуправство солдаты
Дальневосточной республики, о чём потом сильно жалел командарм Блюхер:
ах, поторопились, какого хорошего человека погубили!
Я не знаю, что думали советские граждане про "эксцессы" Гражданской войны и сопоставляли ли их, например, с преступлениями нацистов. Сдаётся мне, что нет, срабатывал рефлекс: "наши" совершать преступления не могут, о сходстве говорить кощунственно, это всё совсем другое. Но вот что касается Пол Пота, я ещё помню времена, когда публикации о геноциде в Кампучии вызвали у советского читателя некоторый когнитивный диссонанс. Читатель привык, что массовые убийства в его времена организуют "фашисты" и "империалисты". Пол Поту же навесили ярлык "казарменный социализм". Социализм в негативном контексте - это уже было что-то новенькое. Про хунвейбинов и Ежова хоть можно было сказать, что это "извращения социализма", поскольку можно было сравнивать с более спокойными периодами, Пол Пот же был весь такой от начала до конца -- и ведь нельзя его назвать "империалистом", чёрт побери!