Канадское кино не так известно в мире из-за небольших объёмов своего производства; к тому же, англоязычные канадские фильмы у зрителей нередко откладываются в памяти как "американские", а франкоязычные - как "французские". И напрасно, поскольку в Канаде есть свой неповторимый набор типажей и сюжетов, не характерных для американского или французского кино (по крайней мере для их мейнстрима). От американских типажей канадские отличаются большей расслабленностью, душевным спокойствием (не лезут в бутылку по каждому мелкому поводу), да и в целом действие развивается несколько медленнее, с большей концентрацией на деталях, что напрягает зрителя, привыкшего к экшну (надо много думать). Квебекское кино отличается от французского более широкими пейзажами и меньшей утончённостью героев. "Французские французы" более многословны и витиеваты, на мой взгляд - жизнь в тесноте поневоле вырабатывает замысловатые нормы этикета, а квебекцы могут себе позволить пока что быть попроще и попрямолинейнее. Если во французском фильме сюжет затянут - это почти невероятно, но бывает - то скорее всего, от многочисленных "хочу ли я, могу ли я" главного героя, от его душевных страданий и самокопания (как в недавнем фильме "Дикие травы"), а если затянут квебекский фильм - то скорее всего, просто от лени главного героя (ну сделаю я, или не сделаю - что изменится?), или от лени режиссёра.
Это присказка к четырём фильмам, которые я недавно посмотрел.
Мотель "Ниагара" - трагикомедия о переплетениях судьбы нескольких парочек (или троек) в мотеле у Ниагарского водопада (вообще вместо водопада вполне можно было выбрать и другое место, более заштатное, если бы не одна из второстепенных сюжетных линий).
Версия Барни - одновременно детектив и любопытная картина жизни еврейской общины Монреаля до известных квебекских событий, когда город почти покинула его англоязычная община. Кебекуа (франкоязычные канадцы) в фильме не присутствуют никак - если бы не упоминался Монреаль, то можно было бы подумать, что дело происходило где-нибудь в Торонто или Ванкувере, а то и на севере США. С таким же успехом можно снять фильм про неукраинский Киев или Харьков (дореволюционный, послевоенный или даже современный - на вкус), неарабский Алжир или непольский Данциг 1930-х гг. или современный неанглоязычный Майами. Забавно, что некоторых евреев играли блондины (блондинки) или, наоборот, мулаты.
Одна неделя - фильм о путешествии через Канаду на мотоцикле молодого человека, который узнаёт, что ему грозит рак. Сюжет малооригинальный, но за неимением лучшего можно и посмотреть - хорошая работа оператора, красивые пейзажи.
Режиссёр фильма, оказывается, одновременно является
популярным детским писателем.
Знакомая местность (En terrains connus - русской версии фильма вроде бы пока нет) - что-то в духе Джармуша. Как бы мистика, а как бы и нет. От "пришельца из будущего" герой-лузер узнаёт, что его сестре, чей брак даёт трещину, скоро грозит смерть в автокатастрофе - и когда сестра решает отправиться в дальнее путешествие, тот навязывает ей своё общество. Последние кадры фильма идут под русскую песню "Степь да степь кругом", что очень идёт к канадским пейзажам.
PS. Вообще который раз убеждаюсь, что из всех жанров кино мне больше всего нравятся трагикомедии.