Происхождение басков. Черновая версия материала (часть 1)

Jul 27, 2009 13:10

Предлагаю вниманию читателей пока что черновую версию статьи о происхождении басков. В чистовой версии расставлю все ссылки на литературу, возможно, даже картинки добавлю. Пока что можно критиковать этот вариант (последний раз обновлён 26 августа 2009 г.).

1. Методология.

В науке редко бывают загадки, не поддающиеся рациональному объяснению на основе имеющихся знаний. Гораздо чаще речь идёт о степени изученности той или иной проблемы. Не является исключением и вопрос о происхождении басков. На сегодняшний день накоплен довольно обширный массив данных по баскской проблеме, и количество однажды должно перерасти в качество.

На мой взгляд, основным препятствием на пути решения баскской проблемы является то, что исследователи ограничивают её вопросом о родственных связях баскского языка. Из истории известно, что носители родственных языков, или даже народы, говорящие на одном и том же языке, могут быть совершенно не родственны генетически. В качестве примеров можно привести англоязычных ирландцев, валлийцев, индусов, афроамериканцев, индейцев и жителей Океании; вспомнить, что американские фамилии с типично немецкими окончаниями -берг или -штайн, или славянскими -ник, -ски, -ович обычно принадлежат евреям. Носители современных романских языков в Европе в антропологическом плане тоже заметно отличаются друг от друга, и это не случайно: античные историки упоминают большое количество народов, ставших со временем подданными Римской империи.

Таким образом, родство языков обычно свидетельствует о контактах народов, о культурном влиянии одного народа на другой, но в то же время является неоднозначным доказательством их генетического родства. Нелишне вспомнить и югославский пример, где надэтническая языковая норма сложилась достаточно давно, однако в силу глубоких экономических, культурных и генетических различий так и не смогла объединить ни народы сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев, ни даже их языки.

Всё перечисленное выше, как мы рассмотрим далее, вполне применимо и к баскской проблеме. Помимо этого, изучение таких крупных языковых семей, как индоевропейская или семитская, в значительной мере «разбаловало» европейских лингвистов. Огромное количество письменных памятников, непрерывность письменной традиции в течение нескольких тысячелетий, большое количество взаимных заимствований позволяют реконструировать родство языков внутри данных семей с довольно высокой степенью точности. Совершенно иначе обстояли дела в американской лингвистике, где исследователям с самого начала пришлось иметь дело с сотнями и тысячами языков, в подавляющем большинстве случаев без письменной традиции и с неясной степенью родства. На сегодняшний день известно около полутора сот языковых семей индейских языков, причём вдоль одного лишь тихоокеанского побережья США и Канады - около 20 (см. Campbell, Lyle (1997). American Indian Languages, The Historical Linguistics of Native America. Oxford Studies in Anthropological Linguistics, Oxford University Press). Консервативный, примитивный и в то же время относительно схожий для самых разных народов образ жизни привёл к тому, что контакты между общинами были развиты слабо, языки за короткий в историческом плане срок обособлялись друг от друга, утрачивали взаимопонимание, а со временем и малейшие признаки родства. Совершенно аналогичная картина наблюдается для языков папуасов или аборигенов Австралии. К тому же, при контакте с европейцами целый ряд языков и даже языковых семей исчез за короткий срок, оставив следы лишь в записях миссионеров.

Получается парадокс: в генетическом плане внутри таких групп, как индейцы обеих Америк, папуасы или австралийские аборигены, наблюдается высокая степень однородности - намного выше, чем в Европе. В языковом же плане - прямо наоборот, на порядок более высокая раздробленность и разнообразие:

http://www.scs.uiuc.edu/~mcdonald/WorldHaplogroupsMaps.pdf

Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, довольно велика вероятность того, что у баскского языка не осталось ни живых, ни известных по древним письменным памятникам родственников. Языковая однородность (хотя бы даже и на уровне дальнего родства) относительно больших территорий связана с высокой мобильностью населения, развитыми торговыми контактами и/или военной инфраструктурой. Что касается басков, их образ жизни был и остаётся скорее противоположным - замкнутым и консервативным.

Во-вторых, само по себе установление дальнего родства баскского языка с каким-либо живым малоинтересно. Оно может свидетельствовать лишь о каких-то отдалённых контактах, возможно, даже через посредников. Зато в контексте археологических и генетических данных языковые могут оказаться очень полезными и информативными.

Поэтому, прежде чем перейти к анализу накопленных данных и гипотез, связанных с баскским языком, рассмотрим, что говорят данные археологии и генетики населённого басками региона.
2. Археология.

Так называемый франко-кантабрийский регион охватывает северные регионы Испании и южные - Франции, и полностью включает территорию проживания басков. На протяжении почти 30 тысяч лет - дольше, чем какой-либо иной регион - Франко-Кантабрия была важным культурным центром человечества:

(См. напр. Achilli A. et al. The Molecular Dissection of mtDNA Haplogroup H Confirms That the Franco-Cantabrian Glacial Refuge Was a Major Source for the European Gene Pool http://www.ebc.ee/EVOLUTSIOON/publications/Achilli2004.pdf )

Здесь найдено больше всего доисторических памятников и находок, чем в каких-либо иных местах в тот же период, включая великолепные произведения доисторического искусства - многочисленные памятники пещерной живописи (Альтамира, Куэвас-де-ла-Аранья, Ласко (Lascaux), Пеш-Мерль (Pech Merle), Руффиньяк (Rouffignac), Труа-Фрер (Trois-Frères) и др.), несколько статуэток «палеолитических Венер» (подробнее о «палеолитических Венерах» см.: Laszlo D. Ice Age Art. http://www.bradshawfoundation.com/sculpture/index.php )

Закат Франко-Кантабрии совпал с концом последнего оледенения, которое принесло с собой ряд крупных катастроф - появление совершенно новой фауны и подъём уровня Мирового океана с затоплением обширных прибрежных территорий. В Западной Европе эпоха палеолита, основанная на охоте и собирательстве, сменяется эпохой мезолита, когда появляются зачатки сельского хозяйства - земледелия и скотоводства. Однако роль лидера на следующие 5-6 тысяч лет переходит к Ближнему Востоку, где ещё за 1-2 тысячелетия до того палеолит довольно быстро и без промежуточных этапов сменяется неолитом - эпохой полного доминирования сельского хозяйства, когда роль охоты и собирательства остаётся весьма незначительной.

В эпоху позднего мезолита на обширных территориях Франции и Испании, включая баскский регион, существовала тарденуазская археологическая культура, которая была распространена «…, кроме Франции, в Бельгии, Англии, ФРГ. Культуры, близкие к Т. к., распространены в позднем мезолите также в Центральной Европе и Европейской части СССР. В развитии Т. к. Франции выделяют 3 этапа. Позднейший из них относится уже к раннему неолиту и характеризуется появлением примитивной керамики и домашних животных. Стоянки Т. к. располагались главным образом на песчаных холмах и принадлежали подвижным группам первобытных охотников, рыболовов и собирателей, вооружённых луком и стрелами» (см. Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Каменный век, М., 1973).

Около 6000 г. до н.э. область распространения тарденуазской культуры начинает стремительно сокращаться под натиском более развитых пришельцев, пока от неё не остался небольшой «островок» на юге Франции. Сначала с юго-восточного направления её начинают теснить носители культуры штампованной («кардиальной») керамики (ШК), а несколько столетий спустя, с северо-восточного направления - носители культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК):

http://pagesperso-orange.fr/atil/atil/yyy.htm

Носители ШК пришли с Ближнего Востока. В Западной Европе эта культура довольно быстро освоила побережье западного Средиземноморья и больше всего памятников оставила на территории Италии и северо-востока Испании. Это была типично «водная» культура, основанная на рыболовстве и сборе моллюсков. Хотя жили люди ШК в пещерах и сельское хозяйство появилось у них довольно поздно, они существенно опережали своих соседей в мореплавании и за короткий срок освоили практически всё средиземноморское побережье Западной Европы. Свою керамику, довольно грубую, они украшали отпечатками пальцев или раковин моллюсков, чаще всего сердцевидки (кардиума).

На территории Франции культура ШК довольно быстро начинает образовывать гибридные культуры с местными мезолитическими обитателями и в конечном счёте поглощать их. Лишь на крайнем западе, т.е. в регионе, очертания которого весьма близко совпадают с современной областью расселения басков, какое-то время ещё существует рукадурская археологическая культура, сохранявшая многие пережитки тарденуазской. Впрочем, термин «культура» в данном случае было бы впору заменить на «бескультурье». Рукадурцы сильно отставали от соседей в плане развития хозяйства, в котором всё ещё преобладали охота и собирательство. В местах проживания рукадурцев отмечены следы людоедства:

http://pagesperso-orange.fr/atil/atil/y13.htm

Что касается культуры ЛЛК на севере Франции, то до баскского региона она не дошла. Это была оседлая аграрная культура, «европейская» по антропологическому типу, высокоразвитая по местным меркам, однако довольно агрессивная к местному населению, временами также склонная к каннибализму (см. Le Hir P. Germany’s Stone Age Cannibalism. http://www.guardianweekly.co.uk/?page=editorial&id=1000&catID=17 )

Спустя пару тысячелетий ситуация для местных жителей начинает меняться в лучшую сторону. Культуру ЛЛК поглощают новые пришельцы с севера. В это же время на юго-западе Франции рукадурскую культуру сменяет более развитая тенакская. Эта культура, как и её соседи, постепенно восприняла влияние и достижения культуры штампованной керамики. Основным достижением тенакцев являются очень совершенные для своего времени наконечники стрел, благодаря чему они не только удерживают натиск новых северных соседей, но даже и немного расширяют свою территорию. В течение следующего тысячелетия граница между тенакцами и северо-восточными соседями - предположительно носителями индоевропейских языков - остаётся устойчивой.

В то же время, культура ШК теряет единообразие и распадается на ряд местных. Со временем эти местные культуры, по-видимому, становятся предками таких народов, как иберы, лигуры и другие (рассмотрение вопроса об их генезисе не входит в цели нашей статьи). При этом нелишне отметить следующее. Начиная примерно с 3000 г. до н.э. на восточном побережье Испании, где местные культуры со временем дали начало иберам, наблюдается влияние новых восточных элементов, происходящих из Эгейского региона. Однако тенакскую культуру эти элементы совершенно не затрагивают, как, впрочем, и её потомков вплоть до прихода римлян. Таким образом, едва ли имеют под собой основание гипотезы, связывающие басков с этрусками, пеласгами, минойцами и другими народами восточного Средиземноморья с неясным происхождением. На тот момент это были развитые сельскохозяйственные культуры, довольно рано перешедшие к обработке металлов, с совершенно иными культами.

Около 2400 г. до н.э. тенакскую культуру сменяет артенакская. Несколько столетий спустя на территорию Франции и Испании начинают проникать кельты, которые со временем занимают их почти целиком.

На рубеже н.э. на западе Галлии и крайнем севере Испании, т.е. в местах, которые ранее занимала артенакская культура, римляне застают несколько крупных местных племён - аквитанцев, васконов и кантабров. Эти три племени римляне отличают как от кельтов, так и от обитателей юго-востока Испании - иберов и тартессийцев. Если кантабры были довольно быстро ассимилированы, и об их языке мы можем только догадываться, то в римских надписях из Аквитании довольно часто встречаются имена типично баскского происхождения - Nesca, Cisson и др. (см. Зыцарь Ю.В. Баскский язык // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с., ил. - с. 70-71) , а связь васконов с басками уже несомненна.

Какие же выводы следуют из описанной выше картины?

Во-первых, в свете данной картины популярная в бывшем СССР гипотеза о «кавказском» происхождении басков выглядит невероятной. Культуры, у которых с большой натяжкой можно было бы заподозрить кавказское происхождение - ЛЛК или более поздние пришельцы из Эгейского региона - в баскский регион не проникали и культурного влияния на него не оказали. Это же показывают и данные генетики (см. ниже).

Во-вторых, в том, что касается баскского языка, вышеперечисленные факты позволяют остановиться на двух гипотезах. Либо этот язык унаследован от местного мезолитического населения - тарденуазской и рукадурской культур - и, таким образом, не имеет живых родственников в Европе. Либо он унаследован от культуры ШК, оказавшей значительное влияние на рукадурскую культуру, а значит, может оказаться родственным языкам лигуров и иберов, хотя и не близким - в течение нескольких тысяч лет языки расходятся достаточно для утраты взаимопонимания, хотя и сохраняют сходные элементы в грамматике и лексике. Впрочем, учитывая средиземноморское влияние на иберов, может и не оказаться.

Так выглядит картина движения народов по археологическим данным и древнеримским историческим источникам. Однако данные генетики и лингвистики вносят в эту картину дополнения, иногда совершенно неожиданные.
(Продолжение или окончание следует).

баски, лингвистика, баскский язык, антропология, доисторическая Европа, археология, генетика

Previous post Next post
Up