Христианская этика: монашество или вера в предопределение?

Dec 26, 2024 10:49

Я более нисколько не сомневаюсь в том, что неоплатонизм оказал большое влияние на христианское вероучение. И в этом христианский запад не отличается от востока: блаженный Августин был наиболее авторитетным западным богословом на протяжении многих веков, и он не скрывал влияния неоплатонизма на себя. Христианская онтология (учение о бытии) выражалась на неоплатоническом понятийном языке. Но для христианства не менее онтологии важна этика (этика - это не общественная мораль, а учение о том, как достичь блаженства). Этика неоплатонизма была слишком простой: нужно не прилепляться к твари и обращаться к Богу. Это было воспринято христианством, но этого было недостаточно. И вот в вопросе этики есть существенное различие между западом и востоком.

На западе (то есть, в латиноязычной части христианского мира) было популярно учение стоицизма. Стоицизм происходит из грекоязычной среды, но широко распространился в латиноязычной. Онтология стоицизма для христиан была неприемлемой, но этика вполне подходила. Кратко говоря, стоики учили безстрастному восприятию происходящего: то, что нам кажется добром или злом, в масштабе вселенной может иметь последствия, понятные лишь Логосу, поэтому не нужно ни слишком скорбеть, ни слишком радоваться от происходящего. Стоиков подозревали в вере в полную предопределённость происходящего. Современные исследователи указывают, что учение стоиков могло быть неправильно понято: предопределённым считалось лишь то, что не зависит от нас, так что мы должны это воспринимать со смирением, но есть и то, что от нас зависит, и в этом мы должны стремиться к лучшему. Но, так или иначе, мнение о всеобщей предопределённости в латиноязычном мире было широко распространено. И это мнение проявилось в христианстве: уже блаж. Августин к этому склонялся. В восточном же христианстве велико было влияние монашеского мировоззрения, в основе которого было деятельное стремление к образу жизни, более удобному для спасения. В любом случае спасение даётся только благодатью, но человек ведь может деятельно стремиться к освобождению от греховных страстей, изменяя внешние условия своей жизни насколько это возможно. В новозаветном Писании мы можем найти примеры обоих подходов: с одной стороны "блаженны нищие духом", и рабам не следует стремиться к освобождению, с другой стороны Спаситель призывал (хотя бы некоторых) верующих оставлять свои общественные связи и следовать за Ним.
Previous post Next post
Up