Sep 23, 2024 23:00
Философия всеединства Вл. Соловьёва изначально не была христианской. Гегель говорил, что различные философские системы, о которых мы знаем из истории, не были ложными - они выражали истину, соответствующую своему этапу исторического развития общества; и в наше время нужно создать такую философскую систему, в которую все прежние системы войдут как частичные истины. Аналогично Соловьёв рассуждал о религиях. Хотя внешне его религиозная система напоминала христианство, он отнюдь не считал себя связанным необходимостью следования христианскому Преданию. И это особенно проявлялось в эсхатологии - учении о будущем тварного мира. Соловьёв пишет: "Это тело Христово, являющееся сперва как малый зачаток в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском богочеловеческом организме". То есть, он смотрит на будущее как на приближение царства Божия на земле. Христиане же, напротив, помнят слова Спасителя о грядущих искушениях и оскудении веры; помнят слова апостола Павла об отнятии Удерживающего и тайне беззакония. Поэтому христиане осторожно и с тревогой относятся к окружающему их обществу, будучи готовыми к гонениям. Последователи же философии всеединства, даже ревностно обратившись к православной Церкви, носят в себе этот общественный оптимизм. Они слишком открыты для внешних воздействий. Поэтому они терпеливо и даже благожелательно отнеслись и к революции 1917 года, и к экуменическому движению. Но революция не ответила им взаимностью, и в лучшем случае они оказались в эмиграции. А экуменическое движение привело лишь к размытию христианских ориентиров, не дав доброго плода. Поэтому в наше время философия всеединства носит скорее светские формы, хотя её следы остались в головах верующих людей в виде различных новшеств.