Sep 03, 2024 12:11
Несмотря на то, что классической немецкой философии не удалось обосновать возможность объективного познания, она пробудила интерес к философии, и из полученных результатов можно извлечь немалую пользу. Но, к сожалению, Гегель попытался распространить свои рассуждения о единстве субъекта и объекта и на религию. У него получилось, что человек подобен Богу, способен к познанию Бога как к познанию тварного мира. Тем самым Гегель отверг учение о творении, о принципиальном различии Творца и твари. И этим он упустил самую суть христианской веры.
Что если человек "познал себя" (по призыву философов) и понял, что видимый мир, манящий удовольствиями, не способен дать вечное блаженство, да и временные удовольствия сменяются скорбями? Такой человек понял, что обратиться к Богу можно лишь оставляя привязанность к тварному миру. И никакого отношения к познанию каких-либо объектов этот спасительный путь не имеет. Апостол Павел пишет: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу" (1 Кор. 13, 12), поэтому "объективное" знание Бога в земной жизни нам недоступно, и стремиться к нему не нужно.
Проблема в том, что люди, пробуждённые философией 19-го века, при обращении к христианству всё продолжали использовать "гегелевские" методы познания, и это сказалось на христианской мысли того времени, да и в наше время ещё сказывается. Об этом попытаюсь написать отдельно.