Jun 02, 2024 10:09
Когда христианство стало основной религией Римской империи, фактически изменилось представление об условиях для принятия христианской веры. Истинность христианской веры неочевидна, и вера - это благодатный дар, который даётся не всем и не сразу. Поэтому в ранней Церкви человек принимал крещение сознательно по вере, вступая в завет с Богом и принимая этим на себя обязательство служения Богу. Для господствующей в государстве религии естественно, что она принимается "по умолчанию", и этому соответствует практика крещения в детском возрасте. И это имело видимые последствия - например, возникла практика редкого причащения. Для сознательного христианина естественно причащаться часто, это нормальное назначение Литургии, но для равнодушного к вере человека нужны особенные дни, когда он мог бы задуматься о своей духовной жизни и подготовиться к причащению. Да и что может дать Церковь людям, не имеющим благодатного дара живой веры? Разве что таинства в надежде на то, что через них произойдёт освящение.
Вероятно, монашество стало ответом на такое "обмiрщение" Церкви. В монашестве всё осталось по-прежнему: сознательная вера и личная ответственность за духовную жизнь. Но постепенно и с монашеством произошли перемены. Изначально монашество не имело особого социального статуса. Человек давал монашеские обеты при свидетеле, это было его личное дело, его личный завет с Богом. Но потом монашество получило социальный статус, и монашествующие были "привязаны" к монастырям на уровне законодательства. У монашествующих появились дополнительные возможности для карьеры, но их свобода духовного поиска была ограничена монашеской дисциплиной (изначально человек, получая разрешение жить в монашеской общине, обязывался соблюдать её уставы, но он мог её покинуть, хотя оставление места подвига без крайней нужды не приветствовалось с аскетической точки зрения, поскольку изменение внешних условий подвижничества без внутреннего изменения может оказаться бесполезным).