О посте

May 05, 2009 12:02

murmanec напомнил о строгости древнего поста, настаивая на том, что пост понимался древними как полное невкушение пищи в определённое время. Если понимать его критику современных представлений о посте лишь как неприятие неоправданных послаблений поста, порой доходящее до потери понимания поста как необходимого в аскетике физиологического телесного ( Read more... )

Leave a comment

Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 07:00:07 UTC
--Если человек пишет, напр., о том, что нельзя блудить и делать аборты, ему тоже очень быстро нагрубят - живи, мол, как хошь, только молча, а нас не трожь.

Вы проводите параллель между принципиально разными вещами. Блуд и аборты - дело принципиально противоестественное и греховное. А вкушение пищи - дело естественное и необходимое. Поэтому уклонение от блуда можно считать в некотором смысле самоцелью, а соблюдение правил поста - нет, потому что пост - это средство для чего-то иного, это упражнение, а не самоцель. У Романа подход к посту фактически именно как к блуду и абортам, и в этом его принципиальная ошибка. Именно поэтому я считаю, что его подход неизбежно приведёт к искажениям типа "верблюжьего поста" - потому что у него акцент с результата поста смещён на сам процесс поста. Именно такая подмена и случилась с фарисеями времён Христа, они потеряли способность различать между целью и средством. Поэтому и "зилотство" Романа иудейское по духу, а не христианское. Но если бы он заблуждался тихо и не осуждал других, это было бы лишь его личным заблуждением. Вместо этого он ревностно проповедует своё заблуждение и тем самым грубо нарушает ещё и аскетический принцип неосуждения.

Я понимаю, что он это делает по неопытности, но раз уж меня спросили, я скажу, что думаю.

Reply

Re: Принципиальная ошибка murmanec May 6 2009, 08:59:28 UTC
"...постъ придуманъ для укрощенiя плоти. Если же плоть удручена болЬзнiю, или другою какою нЬмощiю, то уже не необходимо это укрощенiе черезъ постъ". Это толкованiе Зонары на 69-ое ап~льское правило, и я его цитировалъ. Можно ли изъ сихъ словъ сдЬлать выводъ, что постъ - самоцЬль? Между тЬмъ, эти слова отражаютъ и мою позицiю. О томъ, что постъ - это "упражненiе", я тоже писалъ, употребивъ именно это слово.
При этомъ я убЬждёнъ въ томъ, что "упражненiя" должны выполняться по опредЬлённымъ правиламъ (не обязательно регламентированнымъ до послЬдней iоты). Т.е. я призываю просто идти путёмъ Отцовъ. Если моя позицiя показалась "iудейской по духу", то мнЬ Ваша - "протестантской". Хотя, въ отличiе отъ Васъ, я не привожу послЬднихъ словъ въ качествЬ утвержденiя.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:09:34 UTC
Тогда при чём здесь вообще блуд и аборты?

Ведь блуд "по икономии" никому никогда не дозволяется.

Это принципиально разные вещи.

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:16:00 UTC
Если не считать брачное сожительство в пост блудом, да. А вообще в МП как раз недавно активно обсуждали, что "по икномии" в пост можно все...

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:22:09 UTC
Давайте по порядку. Вы считаете, что блуд когда-либо допускается в согласии с истинным учением отцов? Если нет, то блуд нельзя сравнивать с нарушением поста, правильно?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:27:53 UTC
Я считаю брачное сожительство в пост, официально дозволенное иерархами МП, нарушением поста.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:35:50 UTC
Ещё раз. Вы согласны, что:
1. Блуд никогда не может быть разрешён "по икономии".
2. Нарушение поста иногда допустимо ради особых причин.

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:37:58 UTC
В МП таки фактически разрешен. Причины у них, наверное, особые...

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:39:52 UTC
На мои два простых вопроса Вы принципиально не хотите ответить?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:48:28 UTC
ну давайте по пунктам:
1. Как показывает современная практика, еще как может. Хотя я с этим, разумеется, не согласна.
2. Это оговорено в правилах (69 апостольское правило), которое Роман уже, кажется, цитировал.

и еще.
//Блуд и аборты - дело принципиально противоестественное и греховное. А вкушение пищи - дело естественное и необходимое//

Аборт противоестественен, как и любое другое убийство, а вот блуд как раз наоборот - такой же инстинкт, как и к пище. Просто христианство учит обуздывать ВСЕ свои инстинкты, чтобы не уподобляться животным.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 10:08:59 UTC
Ещё раз уточню вопросы - Вы согласны, что:
1. Блуд никогда не может быть разрешён "по икономии" в согласии с истинным учением отцов.
2. Нарушение поста иногда допустимо ради особых причин в согласии с истинным учением отцов.

Я так понимаю, что по первому пункту Вы со мной согласны.
По второму пункту Вы, как я понимаю, глядя в текст правила, тоже согласны.

Поэтому разница между блудом и нарушением поста принципиальная - первое недопустимо никогда, а второе иногда дозволяется. Так?

Тогда следующий вопрос. Запрет на блуд однозначно прописан во многих христианских источниках, это очевидно относится и к клирикам, и к монахам. Нарушение этого запрета влечёт многолетнее отлучение от причастия. Запрет на нарушение поста далеко не так однозначен и распространён, и в его применении допускается рассуждение. Не значит ли это, что само понятие поста принципиально зависит от рассуждения (в отличие от однозначно запрещённого блуда)? А если так, почему по рассуждению нельзя изменить правило воздержания? При этом обуздание инстинкта сохраняется, просто рассуждение устанавливает другое, более подходящее правило?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 10:19:10 UTC
ну да, так ведь никто и не отрицает, что по состоянию здоровья св.отцы допускали пост ослаблять - это уже неоднократно говорил и Роман, и я :)

но все-таки хорошо бы определиться, что является нормой - такое послабление, или пост в том смысле, как его Р. понимает (т.е. неядение)?

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 10:25:37 UTC
Ещё раз - я клоню к тому, что способ поста в отличие от воздержания от блуда принципиально подлежит рассуждению. Не только ради немощи, но и просто ради каких-то существенных причин. Например, разумнее съесть тот же объём пищи за 2-3 раза, чем за 1 раз - хотя бы чтобы не было "эффекта верблюда". И т. д.

Тут 2 принципиально разных подхода. Один - чисто формальное соблюдение каких-то внешних правил (при том, что сейчас нас к этому никто не принуждает). Второй - разумное преследование известной аскетической цели. Что Вам ближе?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 10:32:18 UTC
//Тут 2 принципиально разных подхода. Один - чисто формальное соблюдение каких-то внешних правил (при том, что сейчас нас к этому никто не принуждает). Второй - разумное преследование известной аскетической цели. Что Вам ближе?//

Простите, но такое искуственное противопоставление святоотеческих правил разуму - это стиль обновленца иг.Петра Мещаринова, ссылку на которого я давала выше.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 10:36:03 UTC
Интересные у Вас ассоциации, однако. Получается, что Вы допускаете применение правил непременно без рассуждения, чисто по букве, опасаясь противопоставить свой разум букве правила?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 11:00:41 UTC
//Вы допускаете применение правил непременно без рассуждения, чисто по букве, опасаясь противопоставить свой разум букве правила?//

Я не вижу причин для такого противопоставления. По-моему, святые отцы, составлявшие эти правила, были несравнимо умнее нас.
А рассуждения о том, что правила - это мертвая буква, странно слышать от истинно-православных христиан. Кто мешает вдохнуть в эти буквы жизнь?

Reply


Leave a comment

Up