О посте

May 05, 2009 12:02

murmanec напомнил о строгости древнего поста, настаивая на том, что пост понимался древними как полное невкушение пищи в определённое время. Если понимать его критику современных представлений о посте лишь как неприятие неоправданных послаблений поста, порой доходящее до потери понимания поста как необходимого в аскетике физиологического телесного ( Read more... )

Leave a comment

Re: Буквалистическiй подходъ dmitri_kapustin May 5 2009, 13:05:52 UTC
--Но нЬтъ у насъ устава для мiрянъ, да ещё такого, какой бы принципiально противорЬчилъ пониманiю поста, заложенному въ ТvпиконЬ и др. монашескихъ уставахъ.

Если нет особого устава для мiрян, почему Вы предполагаете, что для мiрян действует монашеский устав? Странная логика.

--Да, Тvпиконъ - законодатель и приходской богослужебной практики (келейное правило онъ не регламентируетъ).

Может, он и правило поста не регламентирует?

--2. Такъ, какъ я говорю, постились всЬ - и монахи, и мiряне. Почему сейчасъ вдругъ стало невозможно?

Откуда Вы знаете, что все так постились?

--3. Несложно, даже если и не дЬлать это самоцЬлью.

Я знаю, что некоторым сложно даже воздержание от скоромной пищи в Великий Пост.

--А если ОБЪЕКТИВНО сложно - то я же неоднократно говорилъ о возможностяхъ послабленiй и даже освобожденiя отъ поста.
--Итакъ, моя мысль въ томъ, что правильное соблюденiе поста должно быть НОРМОЙ.

Для этого нужно сначала обосновать, что распространение таких требований на всех христиан было бы полезно. А этим Вы пока не хотите заниматься, если я Вас правильно понимаю.

Reply

Мат в два хода dmitri_kapustin May 5 2009, 13:37:06 UTC
Это две крайности, друг друга взаимно дополняющие. Сначала одни говорят о том, что нужно поститься строго-строго, как древние отцы, а иначе не пост. Потом приходят другие и говорят - всё равно вы так поститься не смлжете, так лучше отменим пост вообще. В МП именно так, похоже, и происходит. "Ревнители" борются с "реформаторами", "реформаторы" с "ревнителями" - и существованием противоположной стороны оправдывают своё существование. А лучше бы просто попостились. Не на публику, а перед Богом.

Reply

Re: Мат в два хода kin_grust May 5 2009, 15:13:24 UTC
В МП давно никто не призывает поститься так, как Роман... и тем не менее, голоса "реформаторов" звучат все громче - значит, не так уж и взаимосвязаны эти противоположности. Да, есть два полюса, но мы должны выбрать, к чему стремиться - либо к реформации всего и вся, либо наоборот, к установлениям св.отцов.

Reply

Re: Мат в два хода murmanec May 5 2009, 15:17:18 UTC
+

Reply

Re: Мат в два хода dmitri_kapustin May 5 2009, 15:19:56 UTC
Не знаю, мне почему-то кажется, что "ревнители" в МП весьма круты. ИНН, например. Про посты не знаю.

--Да, есть два полюса, но мы должны выбрать, к чему стремиться - либо к реформации всего и вся, либо наоборот, к установлениям св.отцов.

Роман на самом деле не призывает к установлениям св. отцов. Точно так же, как фарисеи не были духовными последователями ветхозаветных праведников. Это какое-то новое "благочестие", искусственное, доморощенное. Если бы он не начинал с осуждений, а тихо постился бы сам по своим принципам, я бы к его мнению отнёсся бы иначе. Хотя тоже едва ли согласился бы.

Reply

Re: Мат в два хода kin_grust May 5 2009, 15:30:39 UTC
//Не знаю, мне почему-то кажется, что "ревнители" в МП весьма круты. ИНН, например. Про посты не знаю.//

Святые отцы что-то писали про ИНН?.. :-)
Те, кто с кодами борятся - это не ревнители, а пугалы огородные. Настоящие ревнители - это такие, как Андрей Муравьев. Но последних как раз в МП что-то не наблюдается...

//Роман на самом деле не призывает к установлениям св. отцов//

Что значит "на самом деле"? Мне тоже не нравится излишняя строгость... вернее, она не нравится моему "ветхому человеку" и тут есть противоречие со св.отцами на которых Роман и ссылается (а мне, кроме мамоны, сослаться, получается, не на что).
Судить по принципу "два пишем, три в уме", т.е. "Роман цитирует св.отцов, но на самом-то деле он просто фарисей", не берусь и другим не советую.

//Если бы он не начинал с осуждений, а тихо постился бы сам по своим принципам, я бы к его мнению отнёсся бы иначе//

Если человек пишет, напр., о том, что нельзя блудить и делать аборты, ему тоже очень быстро нагрубят - живи, мол, как хошь, только молча, а нас не трожь. Но это ведь не честно, переходить от критики взглядов автора к критики его личности и подобным указаниям.

Reply

Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 07:00:07 UTC
--Если человек пишет, напр., о том, что нельзя блудить и делать аборты, ему тоже очень быстро нагрубят - живи, мол, как хошь, только молча, а нас не трожь.

Вы проводите параллель между принципиально разными вещами. Блуд и аборты - дело принципиально противоестественное и греховное. А вкушение пищи - дело естественное и необходимое. Поэтому уклонение от блуда можно считать в некотором смысле самоцелью, а соблюдение правил поста - нет, потому что пост - это средство для чего-то иного, это упражнение, а не самоцель. У Романа подход к посту фактически именно как к блуду и абортам, и в этом его принципиальная ошибка. Именно поэтому я считаю, что его подход неизбежно приведёт к искажениям типа "верблюжьего поста" - потому что у него акцент с результата поста смещён на сам процесс поста. Именно такая подмена и случилась с фарисеями времён Христа, они потеряли способность различать между целью и средством. Поэтому и "зилотство" Романа иудейское по духу, а не христианское. Но если бы он заблуждался тихо и не осуждал других, это было бы лишь его личным заблуждением. Вместо этого он ревностно проповедует своё заблуждение и тем самым грубо нарушает ещё и аскетический принцип неосуждения.

Я понимаю, что он это делает по неопытности, но раз уж меня спросили, я скажу, что думаю.

Reply

Re: Принципиальная ошибка murmanec May 6 2009, 08:59:28 UTC
"...постъ придуманъ для укрощенiя плоти. Если же плоть удручена болЬзнiю, или другою какою нЬмощiю, то уже не необходимо это укрощенiе черезъ постъ". Это толкованiе Зонары на 69-ое ап~льское правило, и я его цитировалъ. Можно ли изъ сихъ словъ сдЬлать выводъ, что постъ - самоцЬль? Между тЬмъ, эти слова отражаютъ и мою позицiю. О томъ, что постъ - это "упражненiе", я тоже писалъ, употребивъ именно это слово.
При этомъ я убЬждёнъ въ томъ, что "упражненiя" должны выполняться по опредЬлённымъ правиламъ (не обязательно регламентированнымъ до послЬдней iоты). Т.е. я призываю просто идти путёмъ Отцовъ. Если моя позицiя показалась "iудейской по духу", то мнЬ Ваша - "протестантской". Хотя, въ отличiе отъ Васъ, я не привожу послЬднихъ словъ въ качествЬ утвержденiя.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:09:34 UTC
Тогда при чём здесь вообще блуд и аборты?

Ведь блуд "по икономии" никому никогда не дозволяется.

Это принципиально разные вещи.

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:16:00 UTC
Если не считать брачное сожительство в пост блудом, да. А вообще в МП как раз недавно активно обсуждали, что "по икномии" в пост можно все...

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:22:09 UTC
Давайте по порядку. Вы считаете, что блуд когда-либо допускается в согласии с истинным учением отцов? Если нет, то блуд нельзя сравнивать с нарушением поста, правильно?

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:27:53 UTC
Я считаю брачное сожительство в пост, официально дозволенное иерархами МП, нарушением поста.

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:35:50 UTC
Ещё раз. Вы согласны, что:
1. Блуд никогда не может быть разрешён "по икономии".
2. Нарушение поста иногда допустимо ради особых причин.

Reply

Re: Принципиальная ошибка kin_grust May 6 2009, 09:37:58 UTC
В МП таки фактически разрешен. Причины у них, наверное, особые...

Reply

Re: Принципиальная ошибка dmitri_kapustin May 6 2009, 09:39:52 UTC
На мои два простых вопроса Вы принципиально не хотите ответить?

Reply


Leave a comment

Up