Вот решил вспомнить свой осенний отпуск и написать немного о Рио. С моей частотой постов можно и позабыть некоторые детали, поэтому сейчас освежил воспоминания и расскажу о транспорте в Рио.
Для начала хотел бы сделать маленькую ремарку. Или скорее высказать мнение. Так вот из всех посещенных мною стран (их пока не очень много - менее 40) Бразилия более всех напоминает нашу. Крупнейшая на континенте и одна из самых больших в мире, язык отличающийся от других в регионе, чуть больше, чем у нас населения, сырьевая экономика, высокая коррупция и уровень преступности, схожий уровень цен и доходов, общее состояние страны и инфраструктуры, огромное число бюджетных седанов на дорогах, общий пофигизм и расслоение жителей. Конечно жаркий климат, да и сильная удаленность наших стран не позволяют говорить о родственности, но в целом по ощущениям комфорта и безопасности примерно как у нас. Поэтому на многие вещи я смотрел с позиции что лучше у нас, а чему есть поучится.
Дорога начинается из международного аэропорта. Поезда в Бразилии не развиты и никакого аэроэкспресса тут нет. Поэтому добраться из аэропорте можно только на такси. Вроде как есть автобус, но мы его за 5 приездов (летали еще по стране) в Галеано так и не увидели. Аэропорт примерно в 20 км от центра, утром и вечером серьезные пробки:
Взять такси можно прямо от зала за выдачей багажа. Там находятся стойки разных таксопарков, стоимость поездки будет фиксированной, но значительно выше, чем в такси, которые стоят на улице. Из плюсов - здесь говорят по английски (остальное население почти не знает инглиша, кроме крупных ресторанов и гостиниц ну и деловых людей) и принимают к оплате кредитные карты, т.к. в самих машинах терминалов нет, а вообще по стране их много и работают они быстро (лучше чем у нас), но всегда спрашивают credito / debito ? у них на терминалах это нужно. Я решил для первой поездке взять такси сразу у этих стоек, т.к. бразильских реалов у меня не было, а курс обмена совсем не выгодный. В результате поездка в районе Centro обошлась в 80 реалов. ( Реал это примерно пол-доллара или 15 рублей). В районы Ipanema, Leblon или Copakabana было бы чуть дороже. Такси оборудованы кондиционерами и весьма объемными задними местами. Таксисты город знают примерно. Двери сразу блокируют изнутри. Дорога из аэропорта идет вдоль бедных районов и куча босяков ходят по пробке и продают то ли кукурузные палочки, то ли печеньки из больших мешков. Автопарк в Бразилии достаточно новый по годам выпуска, но очень старый по моделям - то что в Европе сняли с производства лет 20 назад, здесь идет как новая модель. Еще очень модны седаны, переделанные из европейских хетчбэков, например из С4. Вот они:
Очень много фокусов и логанов, прямо как у нас.
Но вернемся к такси - после оплаты на стойке можно идти на улицу и искать любое красное такси, человек, понимающий по-английски объяснит водителю куда вас отвезти. Если не хотите переплачивать просто идите к любому желтому с синей полосой такси - поездка до Centro мне обошлась в 40-45 реалов. Водят таксисты спокойно - в отличие от водителей автобусов. Но о них чуть позже.
Городское такси выглядит так:
А вот так выглядит типичный муниципальный автобус Рио:
А еще вот так:
Или вот так:
Я не хотел снимать автобусы. Честно. Но они попадают в каждый кадр. Их количество - огромно! В выходные дни почти весь транспорт на дороге - это автобусы, а в будни примерно половину. Их здесь просто нереальное количество, сотни маршрутов и тысячи автобусов. На автобусе можно доехать в любой район Рио, наверное, из любого другого района. В туристических справочниках указывают номера автобусов и районы по которым они идут. Сам Рио делится на несколько районов и на переднем табло автобуса можно увидеть до какого именно он идет. Стоимость проезда - 2,75 реала. Насчет проездных никакой информации, но в метро продаются некоторые комбинированные билеты.В будни много пробок и если вы выбрали автобус приготовьтесь ехать долго, хотя на свободных участках они разгоняются до 100 км/ч! Водители совершенно не стесняются обгонять, подрезать и входить в крутые повороты на огромной скорости. Однажды при съезде с эстакады автобус не снижая скорости дошел до такого крена в повороте, что у меня появились мысли, о том что колеса с одной стороны уже оторвались от земли. При этом за рулем сидел пожилой дядечка в очках и рулил как ни в чем не бывало. Хочу заметить, что это не маленькая частная маршрутка, а вполне большой муниципальный автобус.
Еще есть автобусы с кондиционером и повышенным комфортом - поездка в них стоит 6 реалов, но по сравнению с объемом обычных автобус их значительно меньше.
Кроме того из наземного транспорта можно выделить метро. Хм.. метро наземное. Ну ладно, у нас тоже есть наземные станции. Нет, а тут частью метро является два автобусных маршрута. На схеме ниже они выделены синими и голубым. Называется это Metro on surface. Едет он по обычной дороге, но остановки чуть реже, чем у обычных автобусов. Никаких выделенных полос тут нет. Стоимость поездки на метро - 3,3 реала, на метро-автобусе - 4,25 ( вроде как включая поездку на обычном метро)
Во всех автобусах стоят вот такие турникеты:
Рядом с ними сидит кассир и продает билеты. Сами турникеты невероятно неудобные и узкие, а зачем держать и кондуктора и турникет я не понимаю. Примечательно, что есть некоторая зона до турникета, чтобы не создавать очередь на остановке. Некоторые так и едут до своей остановки в этом предбаннике, а проходят через турникет и оплачивают уже в конце поездки. Сами автобусы с высоким полом и как им пользуются полные люди, инвалиды и люди с колясками я не понимаю. Хотя в общем все как у нас. Хотя видимо в силу числа автобусов загруженность у них не очень высокая. Чего не скажешь о метро.
Метро поверхностного заложения и местами выходит на поверхность, все станции однотипные. Целых 8 станций являются общими для двух веток метро, определить поезд какой ветки сейчас приходит можно по монитору и табло на самом составе. Поверхность платформы покрыта резиной и не скользит. Для слабовидящих везде (и на улице тоже) есть рельефные дорожки. В этом они молодцы. В силу жары на платформах стоят большие вентиляторы, создают много шума и немного ветерка. Стоят автоматы по продаже напитков. Есть мусорки. Навигация по станциям на троечку - примерно как у нас.
В вестибюлях метро стоят автоматы по продаже проездных, но там можно лишь купить или пополнить карту минимум на 10 реалов. Стоимость проезда в таком случае мне оказалась неясна, а билеты на одиночные поездки продаются только в кассах, в которые стоит обычно очередь. Из плюсов можно заметить организацию очереди змейкой. Сами билеты представляют собой магнитные карты. которые надо опускать в щель в турникете и после того как загорается зеленая лампочка карта проваливает внутрь, а турникет можно повернуть, хотя он и очень тугой.
Поезда разные. Есть поновее, а есть постарше. Везде мало сидячих мест и много стоячих. В старых поездах нет свободного прохода между вагонами, а в новых есть
Вот так выглядит новый поезд:
Сами вагоны кажутся более широкими, чем у нас. Может это обман зрения. Все поезда с кондиционерами, причем интенсивность охлаждения отличается - в центре холоднее, по краям теплее. Еще у них есть специальный женский вагон на часы пик. С 8 до 9 и с 17 до 18 часов на некоторых поездах есть вагон только для женщин. Зачем это сделано я не знаю. Вообще в часы пик людей очень много, может чтобы горячие бразильские парни не обожгли горячих бразильских красоток? )
Стандартный дорожный вид в Рио.
Что в метро не понравилось, так это то, что несмотря на стрелки и надписи требующие пропускать выходящих из вагона все прутся в вагон сразу после открытия дверей. Чтобы выйти надо приложить усилия, так как толпа на платформе совершенно не считается с теми кто выходит из вагона. Совершенно не понял этой местной фишки.
Еще можно упомянуть туристические и междугородние автобусы. Как я уже говорил железные дороги тут не развиты и перевозки между городами и пригородами осуществляются на автобусах. Много автобусов идет в Нитерой - город по ту сторону залива, через которых идет огромный мост (в финальной сцене Форсаж 5 замес идет как раз на этом мосту)
А вот и электричка. На вид очень ушатанная, местами без стекол. К слову по рельсам справа ходят вагоны метро.
А вот немного экзотики:
Ржавая восьмерка (блин, она и тут ржавая! А я думал проблемы с нашим климатом)
Инкассаторский броневик
Надеюсь было интересно. Буду продолжать писать заметки в таком духе.
UPD
Совсем забыл упоминуть о том, что трамвая и троллейбуса в городе нет, зато есть горный трамвайчик (фуникулер ?), поднимающийся на гору Корковадо - это там где стоит знаменитая статуя Христа. Сам трамвайчик я не увидел, а его дорога выглядит так: