Первая заметка об этой поездке была скорее эмоциональной реакцией, чье появление связанно с моим изумлением состоянием дорог в Костромской области. На самом деле это совсем не плохо, и это не я зажрался с хорошими дорогами в Питере, а реально сейчас строится и ремонтируется огромное число магистралей. И если раньше все дороги были либо плохие, либо очень плохие, то сейчас ситуация меняется и появляется множество хороших дорог. Другое дело в том, что хорошие дороги перетягивают на себя весь трафик и становятся очень загруженными и дефицитными. Поэтому этот пост пишу в классическом виде с расчетами и сравнениями плюс парой-тройкой фоток, скорее для разбавления простыни текста.
Мы с моей половинкой давно собирались посетить её малую родину - город Киров. Он находится в 1200 км по прямой на восток от Питера, но тем не менее укладывается в тот же часовой пояс. Поэтому солнце встает там на полтора часа раньше, а рабочий день большинства жителей начинается с 8 утра. До Кирова кроме авто можно добраться на поезде или самолете.
Начнем с поезда. Поездов довольно много, ежедневно ходят как минимум 2-3. Билет на плацкарт начинается от 2300 руб в одну сторону, хотя с учетом сезонных наценок или отсутствия самых дешевых вариантов стоит ориентироваться на 3000 руб. Купе примерно в полтора раза дороже. Поезд в пути от 22 до 24 часов в зависимости от маршрута.
Если вы хотите добраться на самолете, то прямой рейс из Пулково осуществляет только Руслайн на самолетах CRJ-200. Время в пути около 2 часов. А цена астрономическая (для такой продолжительности). Стоимость перелета туда-обратно на сайте руслайна начинает с 15,5 тыс рублей. А зачанчивается непойми чем. Для чего вся эта таблица из 36 цен я не понимаю. Интуитивно я буду брать самую низкую. Руслайн летает 3 раза в неделю, а цена практически неизменна на все доступные даты.
Как вариант можно выбрать UTair с пересадкой в Москве. Это получится существенно дольше, но добраться можно в любой день - рейсы ежедневные. Правда цены такие же заоблачные. На данном примере - от 17 тыс рублей. Хотя надо признать, что поиграв с датами я видел билеты в районе 12 тыс, что все равно много, особенно с учетом стыковки во Внуково. Из Москвы в Киров летает турбовинтовой ATR-72.
Откуда берутся такие цены можн только догадываться. К слову билеты СПб - Нью-Йорк можно чуть дешевле. Вообще ради интереса можно посчитать во сколько обходится такой полет авиакомпании. К сожалению о сборах Пулково можно только догадываться, но как было слышно по слухам когда добролет "не пустили" в Питер, аэропортовый в Пулково сбор составляет 800 руб с пассажира. А вот тарифы в кировском аэропорту Победилово доступны на их сайте:
http://www.pobedilovo.com/uploads/%D1%80%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%2016.07.2014.pdf и можно посчитать сколько а/к Руслайн заплатит за обслуживание в аэропорту их самолета CRJ-200, при максимальной загрузке в 50 человек, максимальной массой в 24 тонны (данные из википедии) и временем стояния в 1 час (из расписания). Расход топлива на эшелоне около 1100 кг керосина в час. То есть полагаю что 4 тонн на двух часовой полет должно хватить.
Мне стало интересно и я решил посчитать. Итак:
- Взлет-посадка 550 руб/т * 24 = 13200 руб
- Обеспечение авиабезопасности 230 руб/т * 24 = 5520 руб
- Сбор за стоянку 5% в час от п.1, но свыше 3 часов. поэтому тут 0 руб.
- Сбор за аэровокзал 85руб/пасс * 50 = 4250 руб
- Тариф за обслуживание пассажирова 139 руб/пасс * 50 = 6950 руб.
- Тариф за обработку грузов 6 руб/кг * 1000 кг (20 кг норма на человека * 50 пасс) = 6000 руб.
- Подача трапа 500 руб * 2 раза = 1000 руб
- Тариф за доставку пассижиров 450 руб * 2 раза = 900 руб
- Тариф за обеспечение бортпитанием. Будем считать, что не требуется.
- Персональная охрана ВС 287руб/час * 1 час = 287 руб.
- Сопровождение детей. Экономим.
- Навигационный и ГСМ расчет 1190 руб.
- Медосмотр 82 руб/чел * 2 (тут вопрос, предполагаю что два пилота и два бортпроводника) = 328 руб.
- Тариф за временную стоянку 2% от п.1 = 264 руб.
Дальше в списке идут не обязательные пункты, из которых можно отметить:
18. Буксировка - 6020 руб. Некоторые аэропорты принудительно требуют буксивровку и сопровождение. *2 (взлет и посадка) = 12040 руб.
19. Уборка - 1036 руб.
20-30 пп. заправки и сливы жидкостей, кондиционирование, ВСУ будет считать необязательными в разворотной точке.
33. Машина противообледенительная - 276 руб/мин, на CRJ хватит и 5 минут = 1380 руб
34. Сама жидкость "Арктика" по 99,16 кг. Понятия не имею сколько её надо, думаю килограммов 50 точно. = 4958 руб.
35. Сопровождение (Follow me) 650 руб * 2 = 1300 руб.
И еще много чего за что аэропорт берет деньги. В итоге если берем только первые 14 пп получаем - 39889 руб. Это без учета топлива, обслуживания судна, зп пилотов и персонала. Выходит, что 6 человек из 50 оплачивают только аэропорт Победилово, еще столько же (если не больше) Пулково.
Впрочем я отвлекся от темы. Подводя промежуточный итог можно отметить, что на поезде можно уложится в 6 тыс на человека туда-обратно, а на самолете около 15 тыс.
Но посколько поезда я не люблю, а платить за региональный перелет цену трансатлантического полета я не хочу, то я захотел попробовать проехать на машине. Варинтов проезда на самом деле много. По причине отсуствия прямой дороги. Можно ехать через Москву - Ярославль-Кострому. Можно выходит к Ярославлю через Вышний Волочек, можно через Вологду, а дальше ехать на север или наоборот на юг через Нижний Новгород и Йошкар Олу. Но из всех маршрутов я решил выбрать самый короткий по расстоянию - всего 1400 км. Через Вологду-Буй-Мантурово-Шарья-Киров.
До Вологды мы долетели за 8 часов. В ЛО уже завершают кап ремонт дорог, а в Вологодской области и так все отлично. В принципе 1400 км можно проехать и разом, вставив спички в глаза и попивая кофе. Но я не сторонник ночных поездок по неизведанным дорогам и с некоторых пор предпочитаю спокойный ночной сон и такую же спокойную дневную езду. Поэтому на ночь была забронирована гостиница из серии "только переночевать" за 1300 руб. Все остальное было дороже. Приличная 4* гостиница стоила почти 5 тыс рублей, что напрочь ломало всякую экономию. Гостиница "Спутник" оказалась провинциальной советской гостиницей для командированных. Удивило, что не спросили командировочное и заселили в один номер с моей девушкой без штампов в паспорте, кроме того на ресепции работал банковский терминал, а администратор была вполне любезна. На этом плюсы закончились, но переночевали мы вполне сносно.
Поскольку приехали рано (около 18 часов) отправились посмотреть исторический центр.
Он примерно такой как фото ниже.
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/62929/62929_900.jpg)
Здесь есть вологодский кремль и софийский собор, но внутрь мы уже не успели
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/62257/62257_900.jpg)
А вот и собор. Мне Вологда показалась очень милым провинциальным, но истинно русским городом. Погуляв по небольшому центру мы зашли в ресторан, где я взял себе суп, тайскую лапшу (на удивление хорошую, в Питере никак не могу найти такую) и чайник ароматного чая за 400 с чем-то рублей. Все это в приятной атмосфере и с качественной подачей. Совсем вечером зашли в пятерку купить что-нибудь в завтрашнюю дорогу и с удивлением обнаружили, что настоящее вологодское масло существенно дороже любого финского.
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/62524/62524_900.jpg)
С утра мы встали в 6 часов и сразу в путь. Позавтракали на заправке, готовыми бутерами и свежекупленным кофе. Дальше дорога на Ярославль была еще лучше вчерашней, но нам нужно было сворачивать на Буй. По мере приближения Костромской области дорога становилась все хуже. А в самом Буе асфальтовое покрытие по видимому не появлялось никогда. Фото ниже сделано с ХОРОШЕГО участка дороги, когда уже можно было позволить себе покрутить головой по сторонам. До этого была грязевая каша в которой лишь по счастливой случайности не встряла моя пузотерка. Через 8 км начался асфальт и мы было на пару часов обрадовались.
Но не доезжая Мантурово попали в реальную подставу Костромских дорожников - на 10 км участке асфальт отсуствовал как класс, а пыпытка засыпать щебнем ямы дорожникам не удалась. В результате дорога (а точнее моторизированное направление) напоминало лунный пейзаж после бомбежки. На нем не было ни единого участке, где машина всеми четерьмя колесами могла бы вставить на ровную поверхность. В итоге на преодоление этого куску ушел час. После этого участка любая другая дорога казалась нам отличной. На перекус и заправку остановились под Шарьей. Вполне добротный обе на двоих вышел около 300 руб.
С заправками и доверием, кстати, интересные региональные особенности. В Питере и ЛО сначала заправляешь потом платишь как хочешь. В Вологде нужно сначала оплатить, или просто попросить включить колонку до полного бака. В Костромской без залога наличными включать не будут, это еще нормально, ведь после заправки можно либо забрать сдачу, либо целиком залог и оплатить пластиковой картой. В Кировской области все еще хуже - если хочешь оплатить картой, то нужно сразу оплатить заведомо большую стоимость, а вот сдачу вам вернут через 45 дней! Причем вариант дать залог наличными, а оплатить по факту картой не работает. Интересно, а еще дальше на восток, наверное, даже до полного бака нельзя включить, только фиксированный объем)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/63165/63165_900.jpg)
Не смотря на ужасающее состояние дорог в Костромской области к 18 часам мы добрали до Кирова. Всего на дорогу у нас ушло 18 (7+11) часов, за которые мы проехали 1400 км (650км+750км). Средний расход моего мондео 05 года составил 8,5 л/100км. Что для него весьма неплохо.
А пока пара красивых фоток из Кирова
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/63251/63251_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dmitiry_s/51976889/63570/63570_900.jpg)
Кстати если уж затронули автомобильную тему, то про себя заметил, что местные в регионах ездят медленно, очень редко разгонясь выше 50 км/ч в городах (что я вообще-то поддерживаю). Но при этом совершенно не пытаются помогать другим участникам движения. Выехать из двора или повернуть налево становится реальной проблемой - т.к. местные даже при впередистоящем заторе совершенно не пытаются тебя пропустить. Втиснуться можно за счет того, что в целом все ездят как вялые мухи, медленно трогаясь с любого светофора. При виде поста или машины ДПС местные снижают скорость километров до 20 в час и плетутся даже загородной трассе, зачем? - мне сложно понять.
В обратный путь мы отправились не в субботу, а в пятницу, чтобы избежать проблем с воскресным возвратов в Питер (ага фигушки! даже в субботу попали в пробку). Маршрут мы сменили на более северный через Тотьму. Для поиска оптимальной дороге я прошерстил несколько форумов и на одном из них нашел человека, недавно проехавшего в нужном направлении. В подписи был скайп и он рассказал мне о качестве дороги. Хочу поблагодарить Сергея за советы. Дорога оказалась вполне приемлимой по качеству. А после Тотьмы стала и вовсе отличной. С заправками там действительно негусто и последняя нормальная заправка была в Шарье, откуда нужно выезжать с полным баком. Дальше заправки встречаются раз в 150 км и их качестве мне сомнительно. Дорога до Вологды оказалась длиннее на 100 км (850км), но заняла те же 11 часов. Ночевать мы решили в хостеле 7DAYS, расположенном в частной квартире (точнее в двух). Обошлось на это в теже самые 1300 руб за ночь. У нас была хорошая двухспальная ИКЕИвская (как и вся остальная мебель) кровать в отдельном номере, отличный интернет и общие удобства. Поужинать, по совету администратора( а похоже и владельца) Алексея мы отправились в вологодский народный ресторан "оГород". Плотный качественный ужин на двоих вышел в 380 руб. оГород представляет из себя ресторан самообслуживания. В принципе это столовая, но оформленая как ресторан, за исключением раздачи. Блюда оказались вкусные и недорогие, а атмосфера приятной. На следующее утро мы очень плотно позавтракили (обожрались если честно) там же за 250 руб. На обратном пути мы сделали лишь одну остановку на заправку и обед. В столовой для дальнобойщиков было грязно, но вкусно и дешево, за 300 руб мы отлично пообедали.
Несмотря на субботу в Питер мы въехали с трудом, потратив на дорогу от КАД до дома еще лишний час (вместо 10 минут).
Итого мы проехали 2900 км со средним расход 8.6 л. При цене бензина в 35 руб за литр это выходит 8729 руб. Сюда следует добавить 2600 руб за 2 ночи в гостинце и 600 руб за мойку кузова и моторного отсека (забитого грязью) плюс еще литр-другой масла, поедаемого/протекаемого моим двигаталем еще за 600 руб выходит 12529 руб. Это не считая возможного ремонта ходовой и естественной аммортизации после проезда костромских дорог. Эта сумма уже превышает цену двух билетов на поезд, кроме того выходит дольше примерно на 4-6 часов, с учетом остановки на сон. Зато в плюсе незыбываемые впечатления от путешествия по России.