1. Цивилизация без молитв или аналогов - погибает. Минимальный уровень «благ монаха» - 1 П.

Jun 30, 2019 08:07


. К оглавлению . Показать весь текст .

Огромная деструктивная мощь «сладкой смерти» всегда стремится вырваться из-под контроля. Индуистский святой Прахлада (из мифов индуизма), сын великого асура (демона) Хираньякашипу, объяснял отцу и однокашникам, что «человек должен довольствоваться теми материальными благами, которые он может обрести без прилагания больших усилий, и, поскольку жизнь его очень коротка, ему надлежит использовать каждое мгновение для духовного развития». Под духовным развитием здесь понимается «осознание Бога».

Да, опять вспоминаем про исключение в виде Китая, но такого умелого сохранения фактического рабства (независимо от формального «общественного строя») с беспрекословным исполнением населением воли руководителей - нет больше нигде в мире. Но и Китай «просыпается» - не все там бездумно работают биороботами на конвейере, а если многие начнут опираться на собственные желания, не ставя в приоритет желания руководителей, то, как последние удержат общество от «сладкой смерти» без религии? Это открытый вопрос.

Уже сейчас они не могут восстановить деторождение, Китай стареет. В недавнем прошлом население исполняло директиву «Одна семья - один ребенок», теперь населению предложено снова рожать детей, но население - не хочет! Вкусивших плодов «сладкой смерти» как вернуть на правильный путь без религии? Неизвестно. И даже с религией таких гавриков - трудно вернуть.



Поэтому исходим не из исключительного случая Китая, а из того, что нам нужен способ сохранения жизни для «обычных» (не китайцев) народов и стран на неограниченное время. Как известно из теоретической части (ссылку - см. во «Введении»), это обеспечивают антиэнтропийные принципы в обществе. А гарантированную устойчивость общества обеспечивает то, что средний человек в обществе практикует эти антиэнтропийные принципы для себя достаточную часть времени в сутках и с приложением достаточных усилий, чтобы преодолеть соблазны «сладкой смерти».

Условия, которые необходимы для этого одного среднего человека включают в себя некоторое «свободное время» (которое отведено на антиэнтропийные «упражнения») и материальные условия, позволяющие эти упражнения практиковать.

Материальные условия включены сюда и потому, конечно, что голод, например, не оставляет тебе (обычному человеку) выбора в том, что предпочесть - решать проблему голода или заниматься «антиэнтропийными упражнениями».  Но главное - другое:

Антиэнтропийные принципы действительно нужны тогда, когда человек имеет возможность жить, руководствуясь собственными желаниями в основном, а не выживать, решая срочные проблемы и опираясь преимущественно на инстинкты. Это и есть минимальные условия для поддержания антиэнтропийного состояния среднего человека.

Да, есть люди, которые и в условиях выживания руководствуются антиэнтропийными и другими человеческими принципами, но в недавней истории это, в основном, религиозные люди - об их способности сохранять человечность в лагерях писал Солженицин. Варлам Шаламов писал о большинстве - и оно (точнее - мы в своём большинстве) не такое сильное.

Вот минимальные условия (возможность жить преимущественно на основе своих желаний и решений) для поддержания антиэнтропийного состояния среднего человека назовём «одной прахладой». Единица измерения тут названа в честь вышеупомянутого святого из индуистских мифов, сформулировавшего необходимые условия для «правильной жизни» и поведение для достижения этих условий (если среда допускает такое поведение, конечно). Сокращённо единицу измерения «прахлада» будем обозначать «П». Например, 1 П - это одна прахлада.

На самом деле людям надо ещё больше, если это люди из элиты - см. раздел 2. «Приоритет знаний и регулирование численности» в теоретической статье. Но не всегда суровые условия жизни в данном месте Земли позволяют обеспечить большинству уровень 1 П при имеющихся технологиях. Это означает, что при освоении новых территорий (в Истории - более северных территорий обычно) общество живёт в условиях нехватки у обычного человека из масс благ уровня 1 П. Более того, изъятие его благ ради элиты может оставить большинство людей в массах без возможности жить на основе собственных желаний и решений. Когда он не выбирает то, что он хочет, но вынужден выживать так, как возможно. Практически, это то же самое, что жить инстинктами.

А всякие религии и их аналоги (антиэнтропийные принципы) необходимы тогда, когда человек уже имеет возможность руководствоваться своими желаниями. То есть - религии необходимы в основном для элиты - в случае суровых условий жизни общества.

Вот в Европе в период индустриализации массы пролетариев жили так, что умирали к 30 годам, работая по 16 и более часов в сутки. А им на смену работать шли их дети 12 лет. Пусть там не было формального рабства, но данные условия жизни были много хуже, чем у рабов Рима, собиравшихся за полторы тысячи лет до того на тайные христианские собрания в катакомбах. У тех рабов, скорее всего, были условия уровня 1 П, а у не-рабов из числа работяг европейской индустриализации - и близко условий 1 П не было.

В этом смысле Древний Рим был устоявшейся цивилизацией, численность рабов регулировалась их хозяевами (они принимали решение о закупке и размножении рабов), сами обедневшие хозяева могли становиться рабами - и это тоже косвенно регулировало их численность. И условия среды позволяли при оптимальной численности иметь для большинства людей условия уровня 1 П, а для элиты - гораздо выше.

А в средневековой Европе никакая численность не дала бы большинству условия уровня 1 П так, чтобы у элиты при этом имелся необходимый достаток для сохранения и развития знаний. Помимо уровня достатка у элиты есть ещё одно необходимое условие для самостоятельного (!) сохранения и развития знания. А именно: нужна определённая плотность населения элиты, иначе слишком мало и редко встретишь умных людей, чтобы нести совместно груз знаний. И вот тут видна незавершенность развития Средневековой Европы в смысле исторической устойчивости - массы жили жизнью, аналогичной жизни животных, так как «излишки» сверх того у масс вынуждена была забирать элита для достижения необходимых для неё условий сохранения и развития знаний.

Как же происходит достижение исторической устойчивости, и чем этот путь сопровождается - рассмотрим в следующем разделе.

Общество, ЖЖвЖЖ _обычное_

Previous post Next post
Up