Лунный двигатель 1960-х России - снова в авангарде отрасли

Oct 29, 2014 18:28

Третью запись про транспорт за 2 дня в свой ЖЖ перетаскиваю. А что - Россия миникосмос, реальный Космос - наше будущее. А там транспорт - главная отрасль, пожалуй. Короче, сегодня взорвалась амерская раакета, первая ступень - наш двинатель из лунной программы конструктора Николая Кузнецова, правда модифицированный  (видимо, неудачно). Так вот этот похороненный коммуняками двигатель имеет характеристики, превосходящие современные. О его истории и возможностях.

З.Ы. Кстати, по мне так нет пока доказательств полета амеров к Луне. Похоже, коммуняки прогнулись и вылизали амерам жопу, поддержав их сказки.

Оригинал взят у masterok в Взлеты и падения
источник
...
Кстати, про упавший "Антарес", предвосхищая реплики в комментарии:

"...На первой ступени установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 - разработанная компанией "Аэроджет" и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях (в том числе в "Антаресе"), создаваемая путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, адаптации двигателя к производимому в США топливу, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги.



Н-1 - «Царь-ракета»



Немного истории:

Двигатель НК-33 был сделан для ракеты Н-1 - «Царь-ракеты», как называли ее на Байконуре. Она должна была доставить первого советского космонавта на Луну еще в конце 60-х. Четырежды стартовала «Царь-ракета» с космодрома. Четырежды на орбиту выйти не смогла.
К тому времени на Луне побывали американцы, умер Сергей Павлович Королев, а Политбюро ЦК КПСС приняло решение опередить американцев на Марсе, лунную программу закрыть, все двигатели НК-33 уничтожить.

Создатель двигателей академик Кузнецов их не уничтожил, а спрятал. НК-33 прятали и от западных разведок, и от родного Политбюро. Но, казалось бы, где можно спрятать несколько десятков гигантских ракетных двигателей?

Гениальный конструктор и в этом вопросе проявил оригинальность. Двигатели спрятали в месте, откуда видно всю Самару и которое у всей Самары на виду. Тем не менее, заводская вертолетная площадка 30 лет скрывала тайну академика.



Пойдя против воли Политбюро, Кузнецов рисковал и должностью генерального конструктора, и званием академика, и двумя звездами Героя соцтруда.

«Благодаря тому, что у него был колоссальный авторитет в области, колоссальный авторитет в отрасли - это помогло ему такой шаг совершить, - говорит Валерий Данильченко, главный конструктор Самарского научно-техническго комплекса им. Н.Д.Кузнецова. - Он не побоялся заявить высочайшему чину в Политбюро, он сказал - «Кроме власти, вам нужно иметь и голову».

НК-33 - первый космический двигатель для авиационного конструктора Николая Кузнецова. Впервые в мире в своем самарском бюро он создал двигатель закрытого цикла. Высочайшая эффективность закрытых систем привлекала многих. Но ни один ученый в мире не знал, как заставить работать турбину в среде горячего кислорода. Конструкторы бюро Кузнецова эту задачу решили первыми.

«В турбонасосном агрегате были встроены предварительные насосы. Это сделало двигатель компактный, с меньшим числом трубопроводов, - поясняет Валерий Данильченко. - Двигатель до сих пор остается непревзойденным по соотношению массы и тяги двигателя».



Безымянка - рабочая окраина Самары. Именно она стала космическим кулаком страны. Все местные заводы работали на полеты к звездам. В середине 60-х инженеры и рабочие знали: это они стали первыми на околоземной орбите. Теперь надо было стать первыми на Луне.

«Первое время по освоению двигателей работали, можно сказать, круглые сутки. Я, например, бывало, по 5-6 дней не выходил с завода, - вспоминает Леонид Фирман, помощник генерального директора ОАО «Моторостроитель».

- На стапелях стелили брезент, спали по 2-3 часа, а потом слесаря опять начинали работу».

Рискованное решение Кузнецова в наши дни выглядит гениально-прозорливым маркетинговым ходом. Спустя четверть века спрятанные двигатели показали миру. Они произвели фурор. Специалисты американского агентства «Аэроспейс» назвали их лучшими в мире и захотели приобрести всю партию. Сейчас за НК-33 борются американцы и французы. В Самаре же надеются, что двигатели потребуются на родине - для программы «Космический старт». И тогда слова Николая Кузнецова, произнесенные еще на первых испытаниях, - «будет жить» - станут пророческими.

В начале 2013 года самарское научно-производственное объединение «Кузнецов» начало год с успешного испытания космического двигателя НК-33А. Это очередное приёмо-сдаточное испытание мотора, который предназначен для лётно-конструкторских работ в рамках проекта создания ракеты-носителя «Союз-2-1 Б». На испытательном стенде агрегат отработал заданное время и подтвердил, что является одним из лучших двигателей по степени надёжности, экономичности и удельной массе. Сейчас мотор отправлен в сборочный цех завода, откуда его передадут заказчику - «ЦСКБ-Прогрессу».

Опционный договор о поставке до 2020 г. 50 двигателей заключен с американской корпорацией «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences), выпускающей спутники и ракеты-носители, и компанией «Аэроджет» (Аerojet), являющейся одним из крупнейших в США производителем ракетных двигателей.

Двигатель НК-33 прост в эксплуатации и техническом обслуживании, но вместе с тем обладает улучшенными характеристиками и надежностью. При этом его стоимость в 2 раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.

Простота конструкции и уникальный технологический подход устраняют необходимость в применении экзотических материалов, покрытий и сложных производственных процессов.

НК-33 является самым надежным двигателем, работающем на кислороде и керосине, и демонстрирует максимальное отношение тяги к массе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

стартовая масса                                  360 т

компоненты топлива:                         окислитель     жидкий кислород

горючее          керосин

тяга:                                                          у Земли           154 Тс

в пустоте         171,475 Тс

общий ресурс                                       365 с

удельный импульс тяги:                    у Земли            297,23 с

в пустоте          331 с

расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель в т. ч. :

горючего         147 кг/с

окислителя    376 кг/с

масса двигателя:                                 сухого               1240 кг

залитого         1393 кг

габариты двигателя:                           высота             705 мм

диаметр среза сопла      1490,5 мм

image Click to view



image Click to view



источники

Публикация Андрея Волкова на сайте www.vesti.ru

Источник: ITAR-TASS

http://www.interfax.ru/world/404459

Напомню вам еще несколько интересных тем про космос: вот Космические лошадки или например ЦАРЬ-РАКЕТА. Вспомним еще советские звездные войны глазами АМЕРИКАНЦЕВ

Транспорт, Россия, Космос, Технические новинки и интересные решения, ЖЖвЖЖ _обычное_

Previous post Next post
Up