Представляю вам
альтернативное мнение относительно полезности развитого гражданского общества и высокого уровня социального капитала в нем. Вкратце - высокий уровень развития гражданского общества в межвоенной Германии поспособствовал приходу к власти нацистов и их скорейшей легитимации (признанию). Эта идея в общем и целом базируется на исследованиях
Роберта Патнэма, вот только делает из них неожиданный вывод. Вкратце идея Патнэма такова - чем больше в обществе хоровых кружков, спортивных клубов, садовых товариществ, гаражных кооперативов, обществ потребителей etc. - причем организованных исключительно внутренними усилиями, а не директивно, властью - тем лучше в таком обществе работают любые институции (например, экономические), приживаются общие нормы и развивается демократия. Простой смысл - чем больше и теснее взаимосвязи, тем тяжелее каждому нарушить социальную норму незаметно. Все на виду, под перекрестным огнем тысяч взглядов.
Кстати, в связи со статьей по ссылке, мне вспомнился тут же один из последних романов Стивена Кинга, "Под куполом" (ему будет посвящен отдельный пост, там есть что копать) - попавший в изоляцию городок с высоким, умозрительно, уровнем социального капитала (плотностью социальных связей), в считанные дни стал напоминать худшие образцы тоталитаризма. Возможно, добропорядочные бюргеры, попав в "окружение"
Версальского договора, пошли на легитимацию (признание то есть) власти нацистов гораздо проще и быстрее, чем это произошло бы в других обстоятельствах. А уж если немцы что-то легитимировали, то они пойдут за этим до конца.
Так что, по всей видимости, социальный капитал - это палка о двух концах. Чем организованнее и сложнее структура, тем проще по ней может расползтись зараза - за счет множества коммуникаций. НО! - для этого все равно потребуются исключительные исторические обстоятельства.