Общался я со своим знакомым, просил его помочь в поиске финансирования для своего проекта. Ранее он занимался маркетингом, сечас трейдингом, знаний и опыта на порядок больше моего, а главное, он задает вопросы те же что и потенциальные инвесторы, но вести разговор с ним не так "стремно" как с реальными "большими дядями". А разговоры такие очень даже полезны, помогают найти нужные ответы и более четко представить само дело. Сошлись на том, что по первому представлению нужно где то $100000 на 6 месяцев работы, на выходе работающая на локальном рынке система и готовый бизнес план под второй раунд финансирования, который и позволит развернуть проект на рынок всей Украины.
Создаваемый сайт предназначен для поиска на рынке местных услуг с возможностью создания и просмотра рейтингов, отзывов и обзоров этих услуг. За океаном существует успешный аналог эксплуатирующий данную идею -
Yelp, в украинском сегменте интернета если есть кто, то о них не слышно, в российском - присутствует несколько претендентов, но они то же не на слуху. Yelp эксплуатирует простую модель - потребитель дает отзывы обо всем что продается за деньги, высвечивая достоинства и недостатки, а производитель товара или услуги отвечает на обвинения и упреки. Общество потребления как оно есть. Вроде бы Yelp одно время предлагал бизнесу уплатить откупные за сокрытие неприглядной информации, но нарвался на коллективный иск и пошел на изменение своей модели поведения.
Собственно говоря именно такая постановка вопроса и ответственна за не самую высокую популярность клонов Yelp(а) в российском сегменте интернета, не говоря уж об украинском. Наш потребитель потребляет то что ему позволено потребить, а не то что он хотел бы. Изыски хотения предлагаются по совсем уж премиальным ценам, являясь далеко не массовым продуктом. Заодно нужно делать скидку на уровень проникновения интернета в массы. По большому счету считать достаточным его можно будет только года через 2-3, хотя сегодняшнее достижение это много больше чем 2-3 года тому назад. Теоретически техническая база для старта подобного проекта уже сформировалась, или будет деформирована параллельно с развитием самого проекта.
Учитывая всякое разное, выступать исключительно с потребительской позиции будет непродуктивно. Как минимум необходим диалог потребителя с бизнесом, нужно показать как этот самый диалог способен привести к росту показателей бизнеса, который решится следовать правилам такой игры. Хорошее отношение окупается. Успешный проект подобного типа должен предоставить: бизнесу - площадку для презентации самого себя и своего продукта; потребителю - возможность оценить старания бизнеса, качество продукта, возможность дать и получить рекомендацию по интересующему продукту или услуге. Равное отношение к обеим сторонам взаимодействия, посредник и арбитр, помощник и удобный инструмент.
Для того что бы все это было возможно, требуется определенная смелость в выборе подхода организации поиска, отображения и манипулирования информацией. Сделать так что бы это было просто и удобно - одна из моих целей. Справочники, каталоги, поисковики - их много, не счесть, но большей частью все они далеки от тривиальности в плане получения нужной информации. Механизмы социального взаимодействия отработаны сетями за последнии пять лет в достаточном объеме, что бы не представлять особой проблемы.
Легкий поиск, красиове отображение и арбитраж коммуникативного взаимодействия, мы все нуждаемся в примерах правильного поведения.