Сколько стоит победить грязь в Екатеринбурге и где взять деньги?

Apr 11, 2016 22:05




Проблема грязи в Екатеринбурге из экологической и бытовой превратилась в политическую. Глава города Евгений Ройзман, бросившийся защищать городскую администрацию от обвинений в бездействии, переживает самый серьезный кризис доверия горожан с момента своего избрания. Градус общественного недовольства высок, и хотя апрельское солнце немного подсушило лужи с грязью, вопрос о чистоте в городе не сходит с повестки.

Деньги на уборку и чистоту: на чем можно сэкономить

Бывший вице-мэр Екатеринбурга по экономике Илья Борзенков выступил с предложением: раз грязь в городе стала такой очевидной и болезненной проблемой, а денег на интенсификацию уборки в бюджете нет, давайте сэкономим на каких-нибудь необязательных тратах и пустим эти средства на приведение города в порядок.

Что же, давайте изучим бюджет города, ведомственные целевые программы (ВЦП) и муниципальные программы (МП), чтобы узнать: на чем и сколько можно сэкономить.

Во-первых, есть интересная ВЦП «Содействие формированию и продвижению положительного имиджа города Екатеринбурга на 2015-2017 годы». Общая ее стоимость на три года - 163 млн рублей, в этом году планируется потратить примерно 54 млн. Возможно, с точки зрения жителей лучшим способом улучшить имидж города будет как раз привести город в порядок. Ради этого можно было бы отказаться от таких трат, как участие в «Иннопроме» (6,3 млн - здесь и далее данные на этот год), выпуск книг и брошюр о городе (12,85 млн), выпуск сувенирной продукции (13,8 млн). Последней делают в год аж 43 тысячи единиц - при этом за бюджетные деньги.

Каждый год Екатеринбург тратит примерно 14 млн рублей на изготовление сувенирной продукции

Возможно, Екатеринбург бы прожил без трансляции его видов на сайте Earth TV (1,5 млн рублей). За год, согласно программе, виды Екатеринбурга увидят 20500 человек - то есть один обойдется налогоплательщикам в 73 рубля - атомная цена контакта, сказали бы рекламщики. Наверное, можно некоторое время обойтись без соцопросов об имидже города (1,5 млн).

В другой ВЦП, «Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления МО г. Екатеринбург», тоже можно почеркаться. Например, 40 млн рублей каждый год бюджет тратит на публикацию своих нормативных актов в газете «Вечерний Екатеринбург». С одной стороны, не опубликованный муниципальный акт не может считаться вступившим в силу. С другой стороны, на федеральном уровне правовые акты теперь могут публиковаться в интернете, почему бы не пойти по этому же пути? Для этого даже не нужно менять устав города - там ничего не написано о том, что публикация должна происходить именно в газете. Публикация нормативных актов в интернете - это не только значительно дешевле (раз в десять), но и удобнее для жителей города. Правда, в таком случае газета «Вечерний Екатеринбург», политически поддерживающая городские власти, лишится легальной возможности каждый год получать 40 млн из городского бюджета, а любой желающий сможет рыться в муниципальных актах (и это наверняка не очень понравится администрации). Но что делать - мы же экономим! (Необходимое примечание: юристы пока дискутируют о том, есть возможность отказаться от опубликования муниципальных правовых актов в бумажном виде - судя по всему, пока ни один город не осмелился пойти по этому пути).

А еще почти 20 млн каждый год тратится на освещение деятельности органов муниципальной власти на «Радио Город» и по телевидению. Это, например, когда Александр Якоб приходит в эфир «Студии-41», рассказывает про успехи городских властей, ругает областное руководство, а потом ему задают вопросы о том, что где-нибудь плохо почистили улицу - тут он поправляет очки и говорит: «Ну разберемся, разберемся». Тоже можно годик-другой потерпеть без этого зрелища.

На освещение деятельности органов муниципальной власти тратится 20 млн рублей в год

Поехали дальше. ВПЦ «Управление градостроительной деятельностью», которая стоит 60 млн рублей в год. Из них примерно 59 млн рублей уходит на деятельность МБУ «ЦПРДС» - вы, возможно, о таком и не слышали. Это расшифровывается как «Центр подготовки разрешительной документации для строительства». Так как градостроительные функции с января 2016 года перешли областным властям, можно предположить, что нагрузка на это МБУ как минимум сильно снизилась (а может, необходимость в его содержании вообще отпала). Так что часть этой суммы вполне можно было бы сэкономить.

То же с деньгами, которые запланировано потратить на осуществление полномочий в сфере рекламы. Эти полномочия также переданы на уровень области. Поэтому МБУ «Городская реклама», которое раньше занималось сносом незаконных рекламных конструкций, наверняка скучает без работы. На 2016 год на деятельность этого МБУ было запланировано потратить 14 млн рублей - эту сумму можно сократить.

Оценить ВПЦ «Екатеринбург спортивный» непросто - в нее принято немало изменений, которые администрация города почему-то решила не публиковать на сайте. Но вообще программа интересная: оказывается, едва ли не самым распространенным спортивным событием в городе являются приемы главы администрации. В частности, Александр Якоб в 2016 году собирался проводить приемы для призеров олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (1 млн рублей), «физкультно-оздоровительного актива» (0,6 млн), сильнейших спортсменов города («Бал чемпионов» - 1,75 млн). Еще 1 млн рублей уйдет на проведение марафона «Европа - Азия». 2,1 млн собирались потратить на ремонт кабинетов управления физкультуры.

В этом году 47 млн рублей запланировано на ремонты в самой администрации города - наверняка хотя бы половину этой суммы можно сэкономить, раз уж такое время (впрочем, если верить документам, эти деньги направлены на устранение недостатков, выявленных проверяющими службами - то есть без ремонтов никак). Но наверняка можно прожить без ежегодного праздника цветов (1,5 млн).

Оказывается, 7,3 млн рублей в год город тратит на выплаты своим почетным горожанам. Там, конечно, есть немало людей, нуждающихся в финансовой помощи, но, с другой стороны, почетные горожане Эдуард Россель, Аркадий Чернецкий, Анатолий Марчевский, Андрей Козицын, Давид Гайдт, Валерий Родин и некоторые другие могли бы вежливо отказаться от получения денег (если уже не сделали этого, конечно). Глядишь, половину суммы можно было бы сэкономить.

43 млн рублей в год город тратит на содержание парковочных мест через МБУ «Городская служба автопарковок». Еще 4,2 млн - на фотографирование автомобилей, которые припарковались без оплаты. При этом все прекрасно знают, что система платных парковок по сути не работает, так как ГИБДД не выписывает штрафы за парковку без оплаты. Так за что платим почти 50 млн рублей? Правда, из этих денег 4,6 млн рублей в этом году потратят на уборку парковочных карманов - вот их давайте оставим.

Празднование дня города в 2015 году обошлось в 24 млн рублей. Ледовый городок - 20 млн.

Вот и резервы: навскидку, очень грубо, примерно 260 млн рублей, при этом не затронута ни одна социальная статья, не остановлен ни один ремонт школы или детского сада, в сохранности средства на ремонт и строительство дорог, не касаемся даже патриотического воспитания, конкурсов для молодых предпринимателей - убираем только самое очевидное. Наверное, в этих рассуждениях много дилетантизма, и муниципальные чиновники скажут, что ни одну из этих статей трогать ни в коем случае нельзя - особенно те чиновники, которые отвечают за освоение указанных бюджетов. Но тем не менее есть, о чем подумать.

А сколько нужно?

Впрочем, а много ли это? В среднем на уборку улиц каждый год город тратит больше 1,1 млрд рублей. Большая часть этих расходов уходит на вывоз снега. На ремонт и содержание газонов (которые, судя по всему, оказываются главным источником городской грязи) город тратит всего чуть более 140 млн рублей. Но вот понижение уровня газонов, что могло бы привести к заметным изменениям, - дело очень дорогое. Судя по документам госзакупок Москвы, стоимость услуги «капитальный ремонт газонов с учетом занижения уровня газонов по отношению к бортовому камню» стоит около 500 рублей за квадратный метр. Если учесть, что в Екатеринбурге содержится почти 12 млн квадратных метров газонов (около 2,5% площади города), нетрудно посчитать, что на их тотальную переделку придется потратить около 6 млрд рублей. И даже если ограничиться четвертью этого объема, все равно - серьезная сумма.

В 2012 году город закупил 21 вакуумно-подметальную машину Johnston по 5 млн рублей каждая

А еще нужны деньги на приобретение дополнительных пылесосов (5-10 млн рублей за штуку), поливомоечных машин (2-3 млн), чистку или прокладку ливневой канализации. Последняя на новых дорогах стоит примерно 20 тысяч рублей за метр, если нужно вскрывать и потом заново класть асфальт - около 30 тысяч. В Екатеринбурге около 1400 километров дорог. Где-то ливневка уже есть, где-то она особо не нужна, но даже если заняться третью всех дорог - получится еще порядка 1,5 млрд рублей.

То есть быстрое решение проблемы грязи в Екатеринбурге - скорее всего, вопрос не сотен миллионов, которые можно сэкономить, отказавшись от приемов и концертов, а 3-4 миллиардов рублей. Если не будет увеличиваться налогооблагаемая база, их можно получить, только резко сократив траты на здравоохранение, образование, капитальные ремонты. Получается, у Екатеринбурга есть выбор жить чистенько, но бедненько, или как прежде, но в грязи. Другой путь - попросить у вышестоящего бюджета или взять денег в долг.

В то же время и 200 млн рублей - хорошие деньги. На них можно каждый год покупать по 30-40 новых единиц уборочной техники. Или нанять 400 дворников, которые будут мести и чистить городские улицы.

Сделать «правильные» газоны, с которых грязь не будет стекать на дорогу, - очень дорого, около 500 рублей за квадратный метр

Проблема еще и в том, что сейчас в городе нет отдельной программы по чистоте. В стратегическом плане существует направление «Формирование комфортной экологически благополучной городской среды», но если заглянуть в его контрольные показатели, то выяснится, что про уборку улиц там вообще ничего не говорится. Поэтому, возможно, городским властям стоит задуматься о создании специального плана по борьбе с грязью - с перечнем мероприятий и понятной стоимостью. Пусть там будут «программа максимум» и «программа минимум». И тогда горожане смогут выбирать: готовы ли они отказаться, например, от строительства новой школы ради чистого города, или следует ли муниципалитету взять кредит на 10-15 лет ради комплексного решения проблемы. А может быть, общественное давление поможет получить деньги на чистый город от областных властей или федерального центра. Но для этого городским властям предстоит для начала признать существующую проблему и перестать делать вид, что грязи в городе не существует.
Previous post Next post
Up