Весенние паводки на Москве-реке всегда становились серьёзной проблемой для московских жителей. Но иногда приобретали характер стихийного бедствия.
Так, в XVII веке отмечены три весенних наводнения. При этом в 1655 году ледоходом была разрушена наружная стена Кремля, а в 1687 году снесло четыре наплавных моста через реку. В XVIII веке упоминается о семи наводнениях: в 1702, 1703, 1709, 1753 (снесло колокольню церкви Георгия на Балчуге), 1778, 1783 (рухнул застроенный торговыми лавками Каменный мост) и 1788 годах. Тогда было решено создать Водоотводный канал, защищавший район улиц Бахрушина, Новокузнецкой, Пятницкой, Якиманских. В XIX веке достаточно крупные наводнения в столице случались в 1788, 1806, 1828 и 1856 годах.
Одним из самых значительных считается наводнение в Москве 1908 года. Случилось оно в Страстную неделю с 10 по 14 (23-27 по новому стилю) апреля 1908 года, когда вода поднялась на 9 метров.
Из "Доклада Московской городской управы о ее мероприятиях по борьбе с наводнением, организации помощи пострадавшим и о размерах убытков, причиненных наводнением 25 апреля 1908 года»:
"Накануне Светлого праздника Москву посетило огромное бедствие: разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания... Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12-ти полицейских участков города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой. Наводнение этого года охватило до четырех миллионов квадратных сажен, то есть почти 1/5 всей площади города”.
С парапетов всех мостов спускали к поверхности реки веревки с петлями на конце, чтобы за них могли ухватиться тонущие или случайно смытые течением. Залитые водой улицы были непроходимы, бездействовала конка. Из разных частей Москвы, перерезанных наводнением, горожан перевозили туда и обратно через мосты на телегах и пролетках извозчики. По улицам, между домами, жителей развозили лодочники. Состоятельная публика забавы ради снимала лодки напрокат и каталась по "московской Венеции” среди затопленных зданий, садов, площадей. На всех высоких мостах стояли толпы зевак, наблюдая, как вешние воды несут очередное бревно или бочку.
Московский губернатор Владимир Федорович Джунковский вспоминал, что на Павелецком вокзале вся площадь была залита водой «Последний поезд отошел в 6 часов вечера с большим трудом, колеса не брали рельсов, наконец, подав поезд назад, с разбега удалось поезду двинуться, и он, рассекая воду подобно пароходу, вышел на сухое место. Вода на станции достигала второй ступеньки вагонов».
Кстати, во время наводнения пострадал сахарный завод Гепнера - убытки составили 7 миллионов рублей. Владельцу предлагали вывезти из завода весь сахар и брали за это 4 000 рублей. Гепнер отказался и Москва-река в продолжение целого дня текла сладкой водой.
Следующее и последнее наводнение в Москве случилось в 1931 - подъем воды составил 6,8 м. Для борьбы с этим стихийным бедствием в верхней части бассейна Москвы-реки были сооружены Истринское, Можайское, Рузское и Озернинское водохранилища. Кроме того, русло реки в черте города местами расширено, резкие изгибы спрямлены, берега укреплены гранитными стенками набережных. После этого наводнения в черте города проходили почти незаметно.