Курильщиков ждут новые ограничения
В Минздраве обсуждают новую антитабачную концепцию на 2016-2021 годы. Пока документ находится в стадии разработки, его главные идеи уже озвучены. Среди них - запрет на продажу табака в небольших магазинах и перенос стоек с сигаретами от касс вглубь магазина. При этом до сих пор не решена ключевая задача действующей антитабачной концепции - резкое повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на сигареты.
Отходя от кассы
В Минздраве предлагают ограничить число магазинов, где можно будет купить сигареты. В частности, запретить продажу табака в торговых точках площадью менее 50 м2 (в сельской местности - площадью менее 25 м2). Торговые точки, которые получат право продавать сигареты, должны будут убрать их с привычных мест: непрозрачные ящики с табачными изделиями по новым правилам должны будут располагаться не ближе 3-5 м от касс. В новой антитабачной концепции также может появиться пункт о повышении акцизов на табачные изделия - до 22 евро за тысячу штук (0,44 за пачку) в 2016 году и до 32 евро (0,64 за пачку) к 2021 году.
Впрочем, на практике именно акцизная политика и тормозит снижение спроса на сигареты. Только на первый взгляд кажется, что новая концепция предусматривает увеличение акцизов. Если же посмотреть на предыдущие антитабачные документы, то получается, что это вовсе и не повышение, а самое что ни на есть снижение. Еще несколько лет назад чиновники заявили о резком повышении акцизов на табачные изделия, а затем планомерно умеряли свои амбиции.
Так, повышение акцизов предусматривала и действующая сейчас антитабачная концепция, рассчитанная на 2010-2015 годы. Утвержденный правительством план реализации этого документа гласил: «Поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Для этого необходимо, чтобы средний акциз в текущих ценах составлял около 3000 руб. за 1000 штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда. При этом Налоговым кодексом предусмотрен минимальный уровень акциза на сигареты на 2015 год в размере 1250 рублей за 1000 штук».
Цифры говорят сами за себя: несмотря на громкие декларации, уже пять лет ощутимо повысить акцизы на табачные изделия в России не получается. «Я вообще не понимаю, зачем нужна новая концепция, если до сих пор не выполнена основная задача старой: поднять акциз на табак до европейского уровня - 2 доллара за пачку, - отмечает член Координационного совета по борьбе против табака при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ Дмитрий Янин. - Сейчас акциз у нас составляет меньше 0,5 доллара. Ожидается, что в 2016 году он повысится всего на 10% - почти на уровень инфляции, хотя должен был бы увеличиться в четыре раза. Но ждать такого резкого повышения не стоит. Причина тому - мощное табачное лобби. При этом только повышение налогов, а следовательно, и цены на сигареты могут реально снизить потребление».
Дошли до края
Пока же, по словам Дмитрия Янина, с 2012 года потребление сигарет снизилось всего на 16-17%. Дальнейшего падения он не ожидает - рынок достиг пика снижения потребления, и, пока сигареты не начнут стремительно расти в цене, нового снижения потребления табака не произойдет, все задействованные ранее меры себя уже исчерпали.
В то же время табачные компании приводят статистику, согласно которой повышение цены приводит к росту контрафакта на рынке. Еще летом производители сигарет заявили, что ожидают сокращения легального рынка сигарет в России в 2015 году на 9-12%, тогда как в 2014 году он снизился на 10,4%. По данным TNS, объем теневой торговли табачной продукцией в 2010 году составлял 0,1% всего рынка, а в конце 2014-го занял уже 1,4%. «Это достаточно лукавые цифры: доля контрафакта на рынке сигарет никогда не превышала 2%, - поясняет Дмитрий Янин. - Даже если и произошел рост, то в масштабах рынка он незначителен».
По прогнозу эксперта, удорожание табака не приведет к значительному увеличению контрафакта, но при этом поможет снизить интерес к курению со стороны молодежи - самой чувствительной к цене категории покупателей. В мире пока не изобрели более действенного способа борьбы с курением, кроме как высокая цена сигарет.