Переплыть Дон, не потеряв коня: как развлекались донские казаки

Oct 02, 2019 15:08



В средневековье забавы на Дону значили чрезвычайно много в общественной жизни. Развлечение казаков вплоть до 19 века связаны, главным образом, с боевыми состязаниями, причем с применением оружия. В ход шли ружья, пики и шашки, лишь бы доказать свою удаль. Даже охота превращалась в «игры на выживание». Были еще и «жесткие» танцы с девушками и эротические посиделки, заканчивающие жаркими поцелуями. Впрочем, о несчастных случаях во время станичного веселья историки умалчивают. Да и девицы, судя по очеркам из прошлого, шли под венец "неиспорченные", хотя, как утверждают злые языки, вдоволь нагулявшиеся.

Если о казачьих скачках сказано много, то о традиционной донской борьбе мало что известно. Однако в средние века в вольных станицах соревнования на лошадях не привлекали такого внимание, как жесткие, похожие на драку единоборства. С одной стороны - ездоки берегли своих коней, с другой стороны - все мужчины являлись мастерами джигитовки. Речь шла о чем-то само собой разумеющееся. Другое дело - вечные мужские амбиции на тему, кто сильнее. По правилам схватка казаков напоминала тюркский куреш, только без полотенца. Они, полуголые, обмазывались жиром, и сходись в центре круга. Выигрывал, как правило, наиболее ловкий, которому удавалось увернуться от захвата и перебросить через себя потерявшего равновесие поединщика.

Это только в фильмах казаки выглядели настоящими богатырями. В жизни - они были скорее худыми и невероятно жилистыми. Если атака - то молниеносная, когда соперник на миг отвлекся, например, на чей-то зов. Если - контратака, то - наверняка! После борьбы единоборцы были по пояс в крови, так как долго изворачивались голыми торсами на выгоревшей о солнца каменистой земле.

Состязались казаки и на меткость. Скача галопом, мужчинам требовалось попасть пикой в небольшое кольцо, подвешенное к дереву. Отметим, что стандартная длина казачьего копья равнялась 3 м 28 см, так что занятие это было невероятно сложным. Абы не было споров, к кольцу подвязывали звонкий колокольчик. Если тот не звенел, а пика пролетела сквозь кольцо, казак объявлялся победителем и получал ценную награду от атамана. А еще стреляли из лука по плывущим по Дону мишеням.

Для выживания на средневековой войне важно было спастись от превосходящих сил противника с тем, чтобы вновь атаковать его с лучших позиций. Казаки понимали: что толку героически погибнуть от стрел или пуль, оказавшись в многократном меньшинстве. Поэтому умение преодолеть Дон в полной амуниции считалось одной из самых популярных забав на раннем этапе формирования донского казачества.

Группа казаков на полном ходу мчалась к реке и, бросившись в воду, переплывала на другой берег. Ширина водной преграды могла достигать до 500 и более метров. «Спортсмены» плыли рядом со своими конями, причем, по правилам, никто им не помогал, даже если кто-то от потери сил шел ко дну. Победителем становился тот, кто первый достигал противоположного берега.

Историки отмечают, что в 17-18 веках атаманы организовывали охоту, пригласив на неё не только опытных казаков, но и юношей, почти мальчиков. После троекратного выстрела охотники с криками скакали в разные стороны, куда рукой показывал атаман. В этой забаве молодежь училась смелости и отваге. Ведь иногда 13-летнему юнцу приходилось сталкиваться с бешеным от ярости вепрем, который бросался даже на взрослого казака, пугая коня. Не только дикий кабан представлял опасность, но атакующие стаей волки. С одной стороны, это была отличная закалка духа, с другой - опыт стрельбы на поражение и своеобразное знакомство с кровью и смертью. Выигрывал тот, кто первый возвращался с добычей. Те охотники, которые оказывались с пустыми руками, под недобрые шутки станичников резали своих кур, чтобы угостить победителей.

В донских станицах был популярен танец под жутким названием «костолом». Как пишет Г. Астапенко, сотрудница Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, во время танца молодой казак, не выпуская руку девицы, подныривал под локоть танцовщицы, чтобы поцеловать её в губы. По утверждению стариков, «нырок» происходил неожиданно, чтобы застать напарницу врасплох. Сделать это требовалось моментально, иначе казачка увернется. Нередко чересчур рьяный юноша так выкручивал руку девушке, что та от боли вскрикивала и даже падала на землю под громкий смех других танцующих пар. Так что свое название эта забава полностью себя оправдывала.

Следующая забава после «костолома» называлась «ходить по песням». Группа молодых казаков и девиц в темноте начинали петь «Как по ельничку». Если кто-то из девушек подпевал, то её после пения жарко и многократно целовали в губы. Правда, юноша должен был угадать голос, иначе его прогоняли.


Итак, начинали хором:
«Идут молодцы гурьбой,
Ведут девушек с собой…

Потом парни:
«Поцелуй-ка, девица,
Поцелуй, красавица».
После чего запевали девушки:
«Я за это, сударь, вас
Поцелую десять раз».

Нацеловавшись, юноши и девушки уходили под хохот в темноту и гуляли до утра. На следующих посиделках происходила ротация. Таким образом, молодые люди лучше узнавали друг друга. Злые языки утверждают, что зачастую встречи заканчивались самым настоящим «блудом». Тем не менее, девицы выходили замуж «неиспорченные», хотя и не без солидного опыта взрослой жизни.

via

конь, игра, мужчины

Previous post Next post
Up