В истории Российской империи были времена, когда ей де-факто или де-юре принадлежали некоторые острова на Средиземном море или были близки к этому. Тем не менее Россия не проявила настойчивости в закреплении за собой владения ими.
Ионические острова
В 1798 году российский император Павел I присоединился к коалиции против Французской республики. Единственный раз союзником России в войне оказалась Турция. На Средиземном море обе державы предприняли операцию по захвату Ионических островов. Прежде они принадлежали Венецианской республике. В 1797 году французский генерал Наполеон Бонапарт ликвидировал её и послал контингент французских войск оккупировать Ионические острова.
Объединённой русско-турецкой военно-морской экспедицией командовал русский вице-адмирал (полный адмирал после неё) Фёдор Ушаков. В октябре 1798 года союзная эскадра с десантом подошла к Ионическим островам. Довольно быстро союзники овладели шестью из семи крупных островов Ионического архипелага. Но на острове Корфу французы, опираясь на мощную крепость, оказали долгое сопротивление.
В результате штурма, предпринятого 18-20 февраля 1799 года (эта операция заслуживает отдельного рассказа), союзники, к которым присоединились ещё и греческие повстанцы на острове, овладели крепостью Керкира на острове Корфу.
Встал вопрос об организации власти. Видную роль в этом деле играл вступивший на службу России бывший деятель венецианской администрации Иоаннис Каподистриа - впоследствии одно время министр иностранных дел Российской империи, а потом первый правитель независимой Греции.
В 1800 году Россия и Турция заключили договор, по которому на Ионических островах создавалась федеративная Республика Семи Островов под совместным протекторатом обеих держав. На практике Ионические острова находились под контролем русской военной администрации. Здесь первый раз в истории были созданы базы русского флота на Средиземном море. На тот момент это была формула владения, достаточно обеспечивавшая русские интересы. Россия де-факто обладала Ионическими островами восемь лет (1799-1807)
Русские базы на Ионических островах играли важную роль во время войны с Наполеоном 1805-1807 гг. Опираясь на них, вице-адмирал Дмитрий Сенявин предпринял в 1805-1806 гг. ряд операций против французов на далматинском и черногорском побережьях Адриатического моря. В конце 1806 года разразилась очередная русско-турецкая война. Флот Сенявина свободно оперировал в Средиземном море, доказав стратегическую выгодность обладания Ионическими островами. В мае 1807 года он разгромил турецкий флот в Дарданеллах, в июне - у Афона.
Однако в том же июне русская армия потерпела поражение от Наполеона у Фридланда. Император Александр I, заключив Тильзитский мир, отдал Франции Ионические острова без какой-то компенсации. В 1809 году их по праву войны захватила Англия и надолго обосновалась там.
По окончании войн с Наполеоном на Венском конгрессе 1814-1815 гг. Александр I даже не поднимал вопрос о статусе Ионических островов. Он ему представлялся несущественным. Англичане ещё полвека похозяйничали там и в 1864 году санкционировали их присоединение к Греции, сохранив там свои военные позиции.
Мальта
Короткая история русских прав ещё на один средиземноморский остров тоже началась в 1798 году. В июне того года французская флотилия генерала Бонапарта, направлявшаяся на завоевание Египта, подошла к Мальте, столетиями находившейся во владении средневекового рыцарского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Ордена госпитальеров или Мальтийского ордена). Под формальным предлогом Бонапарт оккупировал остров, объявил его присоединённым к Франции, а Орден - распущенным.
Изгнанные руководители и члены Ордена нашли пристанище в России и в благодарность выбрали императора Павла I своим великим магистром. Законность этого избрания оспаривается на том основании, что Павел был православным, а в Орден могли входить только католики. Тем не менее, опираясь на это избрание, Павел стал считать, что имеет суверенные права на Мальту.
В 1800 году между Павлом и Наполеоном, пришедшим к власти во Франции, началось сближение. В переписке Наполеон выражал готовность признать статус Павла как главы Мальтийского ордена. В это самое время англичане выбили с острова французский гарнизон и оккупировали Мальту. Однако они отказались признать права России на Мальту. Павел разорвал союз с Англией и стал готовиться к войне с ней в союзе с Францией, но в марте 1801 года был убит подготовленными Англией заговорщиками. Его сын и преемник Александр I в угоду Англии не принял титула великого магистра Мальтийского ордена.
Англия почти до конца ХХ века владела Мальтой. По Амьенскому миру 1802 года она обязалась передать остров Франции, но не делала этого. Саботаж этого условия стал причиной начала новой франко-английской войны в 1803 году, продолжавшейся уже до падения Наполеона. Александр I ни разу не поднял вопрос о Мальте перед Англией.
Крит
Часть Греции получила независимость от Турции ещё в 1829 году, но многие земли, особенно острова, населённые греками, продолжали оставаться под турецким владычеством, и там шла борьба за независимость. Шла она и на Крите, который в 1878 году получил автономию в составе Османской империи. В 1896 году там начался конфликт между христианами и мусульманами, вызвавший вмешательство великих держав.
В начале 1897 года российский император Николай II на секретном совещании с военными рассматривал вопрос об овладении Стамбулом. Но в конечном итоге было решено ограничиться участием в совместной акции шести государств (кроме России, это Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия и Италия) по защите христианского населения. На Крит были посланы русские военные корабли и армейские подразделения в составе международного миротворческого контингента.
Николай II так и не решился поставить вопрос о предоставлении России протектората над островом Крит. Вероятно, он опасался, что это будет встречено в штыки всеми другими великими державами. Зато аналогичное требование Великобритании было удовлетворено. Англичане фактически управляли Критом до 1913 года, когда он был официально присоединён к Греции, да и после сохранили там свои военные базы.
via