Мы привыкли думать, что демократия - лучшая форма государственного правления, ведь власть вроде бы принадлежит народу, мы сами решаем, что будет происходить с нами. Сократ же считал эту систему несовершенной.
Афины - колыбель демократии, а главный древнегреческий храм Парфенон - ее символ. Возможно, поэтому многие политические лидеры-сторонники демократии фотографировались рядом с этим величественным строением.
Поражает тот факт, что другое достижение греков - философия - порицала демократию. В своих «Диалогах» Платон писал о том, что Сократ был настроен весьма скептично по отношению к этой форме правления. В части «Государство» Платон упоминает диалог Сократа с неким Адемантусом, которому философ пытается пояснить недостатки демократии.
Демократия и морское путешествие
Для простоты пояснения Сократ сравнивает общество с кораблем. Философ ставит перед Адемантусом простой вопрос. Если вы отправляетесь в морское путешествие, кого бы вы хотели видеть в качестве команды судна, любых людей или опытных моряков, разбирающихся в мореплавании?
Естественно, Адемантус выбрал второй вариант. Тогда Сократ спросил, почему же он считает, что каждый взрослый человек может решать, кто будет стоять во главе государства.
Философ настаивал на том, что выборы правительства - это сложный навык, нельзя полагаться просто на интуицию. Любому навыку людей нужно обучать, ведь без него, по сути, общество отправляется в путешествие по штормящему морю без опытной команды, если следовать предложенному сравнению.
Сократ считал, что не каждый человек способен голосовать. Он полагал, что в выборах должны принимать участие только те люди, которые могут мыслить рационально и глубоко.
Печальная ирония: сам Сократ стал жертвой недостатков демократии. В 399 году до н.э. он был обвинен в развращении нравов молодёжи и в результате народного голосования приговорен к смертной казни. В принятии решения участвовало 500 жителей Афин, голосовавшие за казнь победили с минимальным перевесом.
Демократия и демагогия: врачи против продавцов сладостей
Следует различать демократию интеллектуальную и демократию по праву рождения. Сегодня мы предоставили право выбора всем, кто достиг определенного возраста. Сократ же видел в этом проблему общества и считал, что такая практика ведет к самому ужасному, по мнению древних греков, - демагогии.
Философ подчеркивал, что невдумчивые избиратели, как правило, ищут простые ответы, чем и пользуются демагоги. Сократ приводит еще один яркий пример. Представим, что у нас есть два кандидата на должность главы государства: один подобен врачу, второй - продавцу сладостей.
Продавец сладостей говорит: «Посмотрите на моего оппонента: он делает вам больно, дает вам горькие лекарства и запрещает есть и пить то, что вы любите. Он никогда не даст вам тех вкусностей, которые я могу вам дать».
Как вы считаете, сможет врач переубедить аудиторию и сказать что-то более привлекательное для людей? Он может только сообщить, что делает нам больно и накладывает ограничения, чтоб помочь нам. Будет ли это звучать убедительно для обычных избирателей? Вряд ли.
Мы воспринимаем демократию как идеальную форму правления, не задумываясь о том, что надо повышать уровень знаний и развивать «навык выбора» избирателей. Может быть, поэтому мы чаще выбираем продавцов сладостей, чем врачей?
via