Министерство обороны США опубликовало новый Обзор ядерной политики США (Nuclear Posture Review), подготовленный военными совместно с Министерством энергетики. Обзор является стратегией развития американских ядерных сил и описывает возможные обстоятельства их применения. Принятие стратегии приветствовал президент США Дональд Трамп. По его словам, в последние десятилетия, несмотря на усилия США по сокращению роли и количеству ядерного оружия, другие ядерные державы наращивали свои ядерные арсеналы, поэтому новая стратегия написана так, чтобы модернизировать ядерную доктрину США и сделать ее более гибкой, способной противостоять угрозам XXI века.
Она предусматривает модернизацию командования ядерными силами, а также всей ядерной триады (подлодок, авиации и ракет).
Страны сдерживания
В заявлении Трампа страны, наращивающие ядерные арсеналы, не названы, они названы в тексте самого обзора. Россия и Китай, как утверждается в тексте, шли по противоположному от США пути, по пути усиления роли ядерных сил в своих стратегиях. Кроме того, в доктрине указывается, что Москва может полагаться на угрозу «первого удара». По мнению авторов документа, у России есть уверенность, что, использовав оружие первой, она получит преимущество, поэтому «стратегической задачей первостепенной важности» провозглашается «заставить Россию отказаться от таких иллюзий».
При этом в новой стратегии США подчеркивается, что там «не хотят считать ни Россию, ни Китай своими противниками и стараются поддерживать стабильные отношения с обеими странами». Однако при этом Россия, Китай, КНДР и Иран называются в качестве возросшей внешней угрозы. «США и Россия в недавнем прошлом имели постоянный диалог по поводу ядерных рисков. Но после оккупации Крыма конструктивное сотрудничество резко упало. США рассчитывают на то, что в будущем Россия будет открыто взаимодействовать с Соединенными Штатами и их союзниками», - говорится в доктрине.
Также опасения США вызывает КНДР, которая «продолжает свои незаконные действия, направленные на усиление ракетно-ядерного потенциала, что является прямым нарушением резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН)». Иран, как говорится в обзоре, сохраняет технические возможности, необходимые для создания ядерного оружия в течение года с момента принятия соответствующего решения.
В целом, по оценке американского Минобороны, в настоящее время существует беспрецедентное многообразие самых разных угроз, которым Вашингтон должен противостоять.
Предыдущая стратегия была принята при президенте США Бараке Обаме в 2010 году. В ней говорилось, что Россия остается единственной страной с сопоставимым с США ядерным потенциалом, но природа российско-американских отношений изменилась, страны больше не противники и вероятность военной конфронтации сильно сократилась.
Ядерное оружие в приоритете
В доктрине также сказано, что Вашингтон рассматривает ядерное оружие как ключевой инструмент обеспечения безопасности страны. Задача такого оружия - убедить, что «любая ядерная эскалация не позволит противникам достичь своих целей, но обернется для них неприемлемыми последствиями». В подтверждение этого тезиса авторы документа приводят статистику по числу жизней, унесенных войной после изобретения ядерного оружия. Так, сказано в документе, в доядерную эпоху войны уносили до 1% от мировой популяции человечества, тогда как в XXI веке жертвами войн стали только 0,04% населения планеты.
В документе предлагается модернизировать ядерную триаду, включающую атомные подводные ракетоносцы, стратегическую авиацию и межконтинентальные баллистические ракеты. Помимо этого Вашингтон собирается инвестировать в новые системы вооружений - в частности, в развитие маломощных ядерных бомб. Сейчас, как говорится в обзоре, на вооружении США 14 атомных подводных лодок класса «Огайо», которые будут заменены 12 подлодками класса «Колумбия». Арсенал межконтинентальных баллистических ракет состоит из 300 ракет Minuteman III, в 2029 году начнется их замена. Воздушный компонент триады состоит из 46 способных нести ядерное оружие стратегических бомбардировщиков B-52H и 20 ядерных стратегических бомбардировщиков B-2A, уже начата программа создания и развертывания бомбардировщика следующего поколения, B-21 Raider, говорится в обзоре.
Прошлый обзор ядерной политики предписывал заметное снижение роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США. В отличие от новой доктрины одним из основных принципов прошлого документа была замена ядерного оружия высокоточным неядерным оружием.
Условия нанесения удара
США, как говорится в новом обзоре, готовы рассматривать возможность использования ядерного оружия только в исключительных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов страны, ее союзников и партнеров. Указано там же, что, если сдерживание не принесет желаемых результатов, США постараются положить конец любому конфликту с минимально возможными потерями и на максимально выгодных для себя условиях. Вашингтон впервые в обнародованной стратегии заявил о возможности ответа ядерным ударом на атаку неядерными вооружениями. США необходимо сделать так, чтобы потенциальные противники полностью осознавали последствия применения первыми ядерного оружия, говорится в стратегии.
В последней военной доктрине России, принятой в 2014 году, сказано (.pdf), что Москва оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Основными внешними военными опасностями в ней названы «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права». Однако персонально США в документе не упоминаются ни разу.
Согласно принятой в 2015 году доктрине развития ядерного сдерживания Великобритании, основанием для применения ядерного оружия являются «экстремальные условия для самообороны», применяться оно может и в целях защиты союзников по НАТО. Кроме того, в доктрине королевства подчеркивается, что Великобритания не станет применять ядерное оружие против страны, которая им не владеет, только если эта страна не является нарушителем ДНЯО.
Кроме того, в последней доктрине говорилось о намерении модернизировать стратегические ядерные силы, в частности, обновить подводные лодки Vanguard до нового класса Successor. В последней ядерной доктрине Франции указано, что применение ядерного оружия возможно «строго для защиты». Китай декларирует возможность использования ядерных сил только как ответную меру.
Без гонки ядерных сил
По мнению главного редактора журнала «Арсенал отечества» Виктора Мураховского, самым вероятным результатом принятой в США новой доктрины станет увеличение затрат США на модернизацию стратегических ядерных сил. Однако, по его словам, это не повлияет на российско-американский баланс ядерных сил, потому что он регулируется договором по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанным президентами стран в 2010 году.
В обнародованной 2 февраля стратегии Вашингтон обвиняет Москву в отказе от организации очередного раунда переговоров с целью заключения нового договора об СНВ. Тем не менее, говорится в документе, новый СНВ действует до февраля 2021 года, и, если будет достигнута соответствующая договоренность, срок его действия может быть продлен на период до пяти лет, до 2026 года. Пока США, как следует из заявления представителя Госдепартамента Хизер Нойерт, не сомневаются в том, что Россия выполнит свои обязательства по договору (у стран к 2018 году и в дальнейшем должно стоять на вооружении до 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также до 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок, напоминает «РИА Новости»).
via