В 1972 году Совет министров СССР, испытывая давление мировой общественности, решил открыть границы для миграции. Чтобы затруднить «утечку мозгов», эмиграцию интеллектуальной элиты, было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была очень большой, поэтому только единицы могли ее осилить и получить разрешение на выезд. По архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей.
В мире такой налог назвали «рабством двадцатого века». Двадцать один лауреат Нобелевской премии выступили с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Через некоторое время денежный сбор был отменён, но его сменили дополнительные ограничения, которые означали запрет на эмиграцию даже для воссоединения с семей. Отделения виз и регистраций МВД могли годами рассматривать заявления на выезд. Самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».
Такая виза давалась людям, которые получили разрешение покинуть СССР навсегда
Спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон в 1974 году подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.
Сенатор Генри Джексон
Текст самой поправки:
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.
Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -
1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;
2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).
Чарльз Вэник (третий слева)
Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. 3 января 1975 года поправка все же была подписана, только уже президентом Джеральдом Фордом. Реакция Кремля последовала быстро, и налог на образование сняли.
Чарльз Вэник
В марте 2012 года американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Маккейном выступили за отмену поправки Джексона - Вэника в обмен на принятие конгрессом закона под названием «списка Магнитского». К этому времени поправка давно потеряла свою актуальность. В том же году президент США Барак Обама подписал этот закон, а 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.