Игрушки от харьковского завода «Электроприбор»

Nov 13, 2016 20:22

Львиная доля бюджета Страны Советов уходила на оборонную промышленность. Но многие из военных заводов, даже находящихся в крупных городах, были «замаскированы» под совершенно другие предприятия. Таки предприятия были известны простым гражданам, как производители телевизоров, радиоприёмников, холодильников, магнитофонов и даже игрушек. На самом деле на подобных объектах разрабатывалось и тестировалось новое оружие или новейшие системы обороны, средства связи.




Инерционная «Нива» - мечта каждого советского мальчишки




Нельзя сказать, что харьковский завод «Электроприбор» был засекреченным объектом, но его финансирование проводилось именно из оборонного бюджета страны, хотя официально завод выпускал совершенно другую продукцию. Следует отметить, что именно хорошее финансирование и послужило началом для выпуска качественных игрушек. В начале 80-хх это были точные копии моделей ВАЗа в масштабе 1:18 (примерно), в частности «Нива» с инерционным механизмом. Самые первые инерционные «Нивы» имели прозрачные стёкла с салоном внутри, поворачивающиеся передние колёса. Немного позже появилась милицейская «Нива»: одни модификации были оснащены декоративными мигалками, а в более дорогие экземпляры имели мигалку с сиреной, которые можно было включать отдельно или вместе. В более поздних моделях игрушек начали «экономить» на салоне: он просто отсутствовал, а окна были полностью чёрными. Производитель также убрал инерционный механизм и поворачивающиеся колёса. На том же «Электроприборе» выпускались и другие модели ВАЗа, РАФы (милицейские, скорая помощь), Запорожцы. Некоторые модели ЗАЗ 968 А (ушастый) или ЗАЗ 968 М были оснащены светящимися фарами и даже прицепом. Качество игрушек было на неизменно высоком уровне, а некоторые представители дожили и до наших дней. Завод продолжал выпуск игрушек, вплоть до 2005 года.




Первые радиоуправляемые модели




Первые модели на дистанционном управлении были созданы радиолюбителями, но в середине 80-хх в продажу поступили сразу несколько разновидностей игрушек на пульте. Одна из первых моделей была не самой интересной игрушкой: на пульте была всего одна кнопка, при нажатии которой машина ехала назад и влево. Если кнопку не нажимать, то машинка «Вираж» просто ехала прямо.




Позже появились модели на пульте с рулём. Стоили они примерно 23-25 рублей. Самыми популярными были ВАЗ 2109 и тягач ярко-жёлтого цвета (существовала также аналогичная модель тягача на пульте с проводом). Пределом мечтаний был бронетранспортёр-амфибия. Профессия военного или милиционера в то время были в почёте, поэтому игрушки данной тематики пользовались особым успехом.

Ко всем радиоуправляемым моделям был один пульт «Гном-3» с кнопкой газа и небольшим рулевым колесом. И на машинке и на самом пульте была достаточно большая металлическая антенна, а радиус действия достигал 15 метров. Из-за большого размера игрушек (около 30 сантиметров) каждая модель быстро садила батарейки, поэтому после 2-3 комплектов батареек игрушка превращалась в сувенир на шкафу. Например, для нескольких часов катания на ВАЗ 2109 потребуется 5 батареек в саму игрушку и ещё несколько в пульт. Также следует учитывать, что заряд батарей быстро уходил из-за работы габаритных огней и передних фар.



Кроме моделей на радиоуправлении, существовала техника, реагирующая на хлопки. Одна из популярных игрушек со звуковым управлением - копия РАФ «Скорая помощь» или «Милиция». Такие машинки реагировали на хлопки (или щелчки со специального пульта, если ребёнок не умел громко хлопать). РАФы умели разворачиваться, ездить задним ходом, имели габариты, мигалки и сирены.

предприятие, электроприбор, ностальгия, СССР, Харьков, игрушка, Нива, машинки, пульт, РАФ, советские игрушки

Previous post Next post
Up