Я бы в блогеры пошёл... Мечты юных россиян за прошедшие полвека несколько раз менялись до неузнаваемости. Когда космонавты, хоккеисты и балерины в списке популярных профессий акселератов уступили место коммерсантам, криминальным авторитетам и стриптизёршам, наши бабушки и дедушки, уйдя на пенсию с развалившихся заводов, неодобрительно фыркали. Спустя несколько лет настроения чуть поменялись. Не распальцованные братки и их спутницы стали объектами вожделения, а депутатские мандаты, кресла банкиров и заработки крутых программистов. Старшее поколение выдохнуло с облегчением, но ненадолго. В 2010-х внуки хотят потягивать с друзьями вискарь, записывать на веб-камеру видюшки и доить деньги с Youtube за миллионы просмотров.
![](http://noteru.com/photo/2016/10/19/big/147687402689.jpg)
По настроениям молодёжи можно судить о глобальных социальных переменах в стране, с которыми придётся смириться. Одна из них - появление наряду с морозной, ядерной, объединенной духовными скрепами "Россией реальной", космополитичной и беззаботной "России виртуальной", которую в официальном дискурсе принято не замечать. Как будто нет её, а есть одни белые медведи в ушанках с балалайками, уткнувшиеся в телеприёмник, ловящий две программы. А, между тем, если верить опросам ФОМ, во всемирную паутину угодили около 70% взрослых россиян. Добавим к ним 95% детей и получим целую страну, располагающую доступом к альтернативной информации, потенциальными источниками дохода, не имеющими никакого отношения к реальному сектору, своей собственной системой ценностей и поведением.
Для большинства населения потребность войти в социальную сеть теперь стоит в одном ряду с водой, едой и гигиеной. Над всеми известной "пирамидой Маслоу" появился своеобразный набалдашник в виде логотипов Facebook, Vkontakte, Одноклассников и Instagram - у каждого свой наркотик. С помощью этих ресурсов мы поддерживаем дружеские беседы, женимся, разводимся, заводим любовные интрижки, ищем работу, узнаём последние новости и делимся ими с окружающими. Только выпить с друзьями нельзя в режиме Online - но появление Skype с Web-камерами и эту проблему решило. Кадровые агентства уже отбирают работников, анализируя интернет-аккаунты. Даже какие-то липовые методики появились, позволяющие определить по физиономии на аватарке деловые качества. Отражает ли это действительность хоть в малейшей степени - не суть важно. Главное, этим пользуются и руководствуются HR-менеджеры. Пара-тройка часов интенсивного интернет-серфинга могут поведать о человеке практически всё - хобби, привязанности, круг друзей, карьерные достижения, что серьёзно осложнило жизнь Остапам Бендерам новой волны.
Посредством социальных сетей начальство контролирует подчинённых, судебные приставы выбивают долги, террористы вербуют сторонников, торговцы оружием и наркотиками наряду с проститутками ищут клиентов с минимальным риском быть пойманными с поличным. А ещё в России появилась профессия видеоблогер и стример. Нравится это адептам индустриального общества или нет - весьма прибыльная. Макс +100500, Хованский, Ларин, RED 21, "ламповая няша" по имени Карина, ловец покемонов Соколовский - уже зарабатывают на своих кривляниях, как 20 инженеров, что бесит многих, но никто ничего с этим поделать не может. Одним словом, жизнь уже не та, что была 10 лет назад.
Казалось бы, во втором десятилетии XXI века должен был наступить звёздный час для российских интернет-политиков. Потенциальная аудитория блогеров-Навальных огромна, социальное поле прекрасно унавожено. Вбрасывай фейки, управляй информационным процессом, вспахивай целину, не вставая с офисного кресла, швыряя в головы интернет-юзеров семена разумного и вечного. Аккаунтами в соцсетях и собственными сайтами обзавелись 99% общественных и политических деятелей, рубящих правду-матку в надежде завоевать аудиторию. Но тут система дала сбой... Ни один российский оппозиционер не имеет такой популярности, как пухлый очкарик по кличке Володя Ржавый, который учит свою аудиторию делать кормушки для птиц, бутерброды, сопровождая видеопредставления отборным матом, имитацией гомосексуальных связей, извержением рвотных и каловых масс... не к обеду будет сказано.
Пыжится Михаил Ходорковский, а интернет-звездой всё никак не станет. 230 тысяч отметок "нравится" в Facebook - результат достойный, но речь идёт о созерцателях. Лишь немногие из этого числа готовы полезть за экс-главу ЮКОСа под пули. Постоянная аудитория сайта "Открытой России" на порядок ниже. А если точнее - в десятки раз. Есть и другие информационные площадки, которые, правда, пока выглядят скорее смешно и жалко, чем интересно. Гражданский активист Кирилл Шулика откопал в интернет-просторах портал "Демократическая революция". Кому интересно - посмотрите сами, кому нет - ознакомьтесь с мнением сторонника протестной идеи по поводу потуг бывших "белоленточников". "Люди, которые Путина самого свергнуть хотят, запилили сайт. Когда не было сайта, наверное, больше людей верило, что они таки осуществят задуманное. После того, как увидели сайт, количество верящих стало меньше. Хотя может кто-то и верит в то, что те люди, которые не могут сделать сайт, могут свергнуть Путина. Оппозиция в стране выродилась. Совсем... Всё, её нету. Есть люди, движения какие-то, они противники власти, а оппозиции нет", - пишет в Facebook участник провальных праймериз партии ПАРНАС.
Интернет-эпоха наступила, а выхлоп всё равно пока нулевой. Неделю назад публичная оппозиция чуть ли не в полном составе собралась в Берлине почтить память Бориса Немцова, попить чайку-кофейку, да поговорить за полустров Крым. Ходорковский - хэдлайнер, приглашённые гости - Яшин, Кара-Мурза и Гудков младшие, Шлосберг и многие другие. Что знает об этом мероприятии широкая общественность? Да ничего, по сути. Хотя каждый из присутствующих анонсировал своё появление в Германии в соцсетях, но это не то, чтобы было интересно широким слоям населения.
Зато интересен абсолютно "невиртуальный" Владимир Путин, которого никто ни разу не застукал с гаджетом в руках, в отличие от Барака Обамы. Президент России не зарегистрирован ни в одной социальной сети и не считает интернет-аудиторию отдельной социальной группой. Тем не менее, по количеству групп сторонников, в том числе, организованных спонтанно, интернет-мемов и медийной продукции с его образом гарант Конституции превосходит всех своих визави вместе взятых. И расходится на цитаты прекрасно. У национального лидера даже появилась новая "сверхчеловеческая" ипостась, ибо он, в отличие от большинства соотечественников, может неделю прожить без "Контакта" и "Одноклассников", а, значит - мужик со стальным стержнем!
Не выпускающего "Айфона" из рук премьера Медведева страна и мировое сообщество уважает значительно меньше. Хотя, казалось бы, он современнее и хотя бы в этом плане гораздо ближе к народу. Видимо, пока общество не дошло до кондиций и предпочитает рассуждать о политике "несетевыми" категориями. Окончательное превращение обывателя в блогера может завершиться через 10-15 лет, а может и не произойти никогда, ибо будущее глобального интернета в нынешнем виде, как и всего человечества, крайне туманно.
via