Глава Шотландской национальной партии Никола Стерджен заговорила о новом референдуме, на котором будет в очередной раз подниматься вопрос об отделении от Британии. На партийной конференции в Глазго она сообщила, что соответствующий законопроект опубликуют на следующей неделе. Для тех, кто забыл: референдум о независимости Шотландии уже проводился 18 сентября 2014-ого года. Тогда 55% населения высказались против отделения. Почему эта тема вновь поднята? Политолог Владимир Корнилов считает, что причины более чем очевидны: "Просто используют тему как попытку предотвратить или смягчить Brexit".
С этим не поспоришь, ведь на голосование за отделение от ЕС в Шотландии большинство высказалось "против". В 2014-ом году эта часть Британии не вышла из её состава только потому, что боялась оказаться вне Евросоюза. Теперь же судьба сыграла с ними злую шутку - они остались с Лондоном, от которого хотели уйти, но скоро потеряют ЕС, с которым хотели остаться.
Скорее всего, Великобритания не позволит просто так уйти Шотландии. Тогда почему Никола Стерджен делает подобные заявления? Политолог Иван Преображенский рассказал, что всё упирается в экономику и деньги: "Шотландия принимает такое решение в рамках последствий Брексита, на фоне слухов о массовом уходе с британского рынка зарубежных финансовых структур, включая, якобы, даже и американские банки. Полагаю, в данном случае, речь идёт не о сепаратизме, а о сигнале инвесторам, что если вопрос встанет остро, то ради их сохранения (и привлечения тех, кто работал в Лондоне) Эдинбург готов даже выйти из состава Великобритании".
Действительно, даже авторитетная английская газета The Guardian около недели назад, ссылаясь на заявления советника правительства Великобритании по процессу выхода из ЕС Рауля Рупареля, назвала сумму убытков, которую понесёт Лондон из-за Brexit - 25 миллиардов фунтов. Газета Times вообще назвала такие цифры, от которых волосы встают дыбом - 66 миллиардов фунтов, причём, это ежегодные потери, а не разовый убыток.
Заместитель редактора отдела политики портала Vz.ru Михаил Мошкин в комментарии для Noteru.com также заострил внимание на том, что Эдинбург больше хочет остаться в ЕС, чем просто выйти из Великобритании: "В том, что доминирующая в шотландском парламенте Национальная партия вновь вспомнила об идее референдума, нет ничего нового. Впервые этот вопрос был поднят Шотландской национальной партией (ШНП) задолго не только до Brexit: тогдашний её лидер и первый министр автономного правительства Шотландии Алекс Сэлмонд, собственно и "вбросил" эту идею, после чего население начали активно обрабатывать. Интересно, что в самой ШНП допускают, что Шотландия может остаться в Евросоюзе и при этом в составе Великобритании, даже если Англия, Уэльс и Северная Ирландия выйдут из ЕС. Это объясняют тем, что законодательство Евросоюза не допускает умаления прав жителей стран сообщества. Но если Шотландия вместе с другими частями Великобритании покинет ЕС, то эти права будут ущемлены, а выбор 62% шотландцев в пользу Евросоюза будет проигнорирован. Стерджен не скрывает, что на неё давят в собственной партии, но пока что всё - ещё раз замечу - ограничивается декларациями о намерениях. Между тем, на Даунинг-стрит уже провели упреждающую контратаку: заявили, что вопрос о шотландской независимости был уже один раз решён в 2014-ом году. Тереза Мэй - на этот раз на встрече с премьер-министром Испании Мариано Рахоем вновь пояснила, что Британия будет выходить из ЕС не по частям, а целиком. Пока что можно предположить, что даже если ШНП продавит новый референдум, то, скорее всего, результат будет прежним, т. е. отрицательным. Bloomberg ссылается на сентябрьский опрос социологов из Kantar TNS, который показал: если бы волеизъявление проходило бы сейчас, то 53% шотландцев опять бы высказались против независимости, а 47% - "за". Получается, что сторонников сецессии стало больше, чем в 2014-ом году, но не настолько, чтобы обеспечить исход референдума, нужный шотландским националистам. Шотландцы по факту хотели бы не независимости, а сохранения "до-брекзитного" статус-кво - Шотландия в составе Британии, Британия в составе ЕС".
Добавьте ещё к этому возможный "исход" американских банков из Лондона, о котором недавно писала газета Financial Times: "Bank of America, Citigroup и Morgan Stanley уже начали разрабатывать сценарии для переноса своей европейской штаб-квартиры из Лондона в другой финансовый центр… работа над находится "на ранней стадии". В качестве альтернатив могут выступить Париж и Франкфурт-на-Майне".
Шотландию все эти перспективы пугают. Из-за этого под давлением общественности местные элиты и решили пойти на своего рода шантаж против Лондона. У Британии в итоге останется два выхода - запретить референдум, или попробовать договориться, например, дать Эдинбургу ещё больше автономии. У Никола Стерджен есть "козырь", способный сделать голосование реальностью. Каждый шотландец де-юре считается гражданином ЕС, а по его законам лишать людей их прав (в данном случае - на референдум) нельзя. Именно поэтому Шотландия будет пытаться решить этот вопрос до того, как Великобритания официально полностью покинет Евросоюз. Лондон в июле заявлял, что такой выход состоится в декабре 2018-ого года, следовательно, переговоров с Эдинбургом, или проведение референдума можно ожидать именно в это временное окно.