Ещё один вид резьбы по дереву - абрамцево-кудринская резьба. Этот промысел появился сравнительно недавно - чуть больше сотни лет назад, и его возникновение напрямую связано с деятельностью абрамцевской мастерской (отсюда и первое слово в названии). Сейчас этот промысел переживает не лучшие времена (как и многие другие промыслы) и стал достоянием резчиков-любителей и кустарей. Не так уж и много и информации по этому промыслу: в основном в сети есть фотографии самых новых изделий, а "классических" изделий, в особенности выполненных основателем промысла Василием Ворносковым, немного. Когда обнаружил это, ещё больше захотелось посетить тот музей, куда в прошлый раз попасть не смог.
Эта заметка начинается начинается ровно в том месте, где закончилась предыдущая. На остановке сажусь в автобус, который вскоре въезжает в пределы города Хотьково. На центральной улице (если её так можно назвать) заметил целую аллею скульптур, оставшихся, как выяснил позже, после какого-то художественного мероприятия. Выхожу возле вокзала и уже знакомым путём направляюсь в музей. На этот раз он оказался открыт.
Как уже было сказано, начало промысла связано с деятельностью абрамцевской мастерской. Как уже писал в прошлой заметке, в мастерской обучались резьбе по дереву на основе старых, народных образцов под руководством Елены Поленовой.
Один из бывших учеников мастерской, Василий Ворносков, не пожелал следовать чужим образцам, а стал развивать свой собственный "стиль" резьбы.
Со временем работы Ворноскова стали известны даже за границей. В 1906 году Василий Ворносков открывает в деревне Кудрино свою учебную мастерскую для односельчан.
К сожалению, в экспозиции музея творчеству Василия Ворноскова уделено не очень много внимания, как ожидал: основное внимание всё же уделено работам более поздним, выполненным во второй половине прошлого века. Как увидите дальше, и эти работы весьма достойные. Но всё же творчество Василия Ворноскова достойно внимания, и надеюсь всё же разыскать в дальнейшем его работы.
Сыновья Ворноскова унаследовали дело своего отца и тоже занимались резьбой. После войны братья много занимались изготовлением деревянного убранства и реставрацией церковной резьбы. А yа этой фотографии изображено панно работы Петра Васильевича Ворноскова.
А вот ещё несколько работа Петра Васильевича.
Ученики же Ворноскова со временем открыли свои маленькие мастерские, которые в 30-е годы объединились в одну артель, в 1960 году ставшей Хотьковской фабрикой резных художественных изделий.
А вот так выглядит "типичный" узор кудринской резьбы. Иногда, как на этой фотографии, нарочито грубый, а иногда - гладкий и аккуратный.
А это работы Тамары Альхимович, главного художника фабрики в 50-70-е годы. Её трудами формировался стиль "тщательной резьбы".
Так, наверное, выглядели типичные работы того времени: красивые, но какие-то симметричные и математически-выверенные. На фотографиях - работа резчика Семенькова и другая, неизвестного мастера.
С другой стороны, как написано в одной статье, посвящённой промыслу, требование к удешевлению продукции неизбежно приводила к уменьшению художественной ценности резьбы. Подобный процесс на самом деле наблюдался и в других промыслах: требования массовости и доступности привели к несколько однообразным изделиям и приёмам.
Но так или иначе, промысел в те годы находил поддержку и продолжал существовать.
Одна из последних работ Петра Ворноскова.
Экспериментальная работа, совсем не похожая на "типичные" для кудринской резьбы.
Одна из работ мастера Ермилова. Крышка, как сказали в музее, в этой и других его работах выполнена из цельного куска дерева вместе с фигуркой. А фигурка напоминает старые работы времён абрамцевской мастерской.
Даже во времена, трудные для резьбы, всё же появлялись вполне достойные работы.
Две работы, старая и поновее, неизвестного авторства.
Письменный набор, который можно сравнить с письменным набором Михаила Логинова из последней заметки про городецкую резьбу.
А это, судя по всему, произведение абрамцевской мастерской.
В 1947 году в Хотькове возник ещё один промысел - резьба по кости. Этот промысел возник "с нуля", но не угас, и продолжает существовать и сейчас.
В день посещения музея в нём была большая выставка художницы-керамиста Александры Створа. Вот несколько её работ.