Все россияне хотя бы раз слышали это странное название, и наверняка у большинства людей оно ассоциируется с чем-то провинциально-захолустным. Некоторые ошибочно полагают, что здесь занимаются чем-то, связанным с атомом ( очевидно, путая Арзамас с городом Арзамас-16 ). Но и первое утверждение не совсем правда: да, это сравнительно небольшой город, далеко не самый богатый, но все же в нем сохранилось до наших дней немало интересного.
В некоторых заметках Арзамас мельком упоминался, но этот город вполне заслуживает отдельной заметки. Сам бывал много раз здесь, и есть о чем рассказать, и что показать вам.
Арзамас примечателен, пожалуй, прежде всего своим обликом. За многие годы что-то было утеряно, но многие достопримечательности дошли до наших дней. И что важнее всего - самые главные достопримечательности, которые и определяют облик города.
В этой заметке представлены фотографии разных лет. Но, в целом, город не очень сильно изменился за эти годы, и на фотографиях десятилетней давности он выглядит почти так же, как и сейчас.
Почти во всех городах можно найти хотя бы одно здание или другую достопримечательность, по которой этот город можно отличить от других городов . Но, в свою очередь, нечасто бывает, чтобы сразу несколько достопримечательностей образовали узнаваемый, характерный вид на город. Арзамас - один из этих городов. Вот такой вид открывается на центр Арзамаса, если смотреть с заливного луга на левом берегу реки Тёша. Сейчас редко в каком городе можно увидеть столько храмов, да ещё расположенных рядом (их в кадр попало целых шесть, но далеко не все, какие есть в городе). Примечательно и то, что исторический центр города одновременно является его окраиной: сразу за Тёшей город заканчивается, и этот луг уже не принадлежит городу.
Самый большой и величественный из арзамасских храмов - Воскресенский собор. Это - настоящий символ города, который просто невозможно не заметить, побывав в исторической части. Он построен по проекту архитектора Михаила Коринфского, местного уроженца, которому также принадлежит проект главного здания Казанского университета. Собор построен в благодарность за победу в Отечественной войне, и строился почти 30 лет. После революции Собор собирались взорвать, но усилиями местных жителей его удалось отстоять, а после Великой Отечественной войны возобновились и службы в Соборе.
Вот что написал архитектор-реставратор Николай Померанцев про Воскресенский собор: «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова».
Воскресенский собор не отапливается, и зимой службы проходят в сравнительно небольшом храме иконы Божьей Матери "Живоносный источник", расположенном через дорогу.
Тут же, на Соборной площади расположилось небольшое и изящное здание городского магистрата, ныне превращённое в музей.
На дальней стороне площади расположились "дома-близнецы" (к которым близко примыкает ещё одно торговое здание), некогда принадлежавшие купцу Будылину (по другим данным, купчихе Будылиной), которые сейчас образуют вход на городской рынок.
К южной же стороне площади примыкает территория Свято-Николаевского женского монастыря. Прямо на площади находится храм Богоявления Господня. В монастыре есть ещё и Собор Николая Угодника, который можно заметить на других фотографиях.
От Соборной площади вниз уходит улица Гостиный ряд, застроенная в конце XVIII века лавками "по проекту из альбома образцовых фасадов". И сейчас все эти
лавки используются по прямому назначению: в них расположены самые разные магазинчики.
Гостиный ряд заканчивается бывшим зданием биржи, в котором сейчас размещается музыкальное училище.
Рядом с училищем расположена арзамасская автостанция. По своему пассажиропотоку она, кажется, не уступает томскому автовокзалу: отсюда совершаются рейсы в многочисленные сёла Арзамасского района, некоторые из которых довольно крупные (и само собой, рейсы в Нижний Новгород и соседние районы области). Но, автостанция примечательна, пожалуй, не этим - а тем, какие автобусы обслужывают рейсы. Тут можно было встретить вплоть до недавнего времени ЛИАЗы старой модели, а также ЛАЗы, по крайней мере один из которых в прошлом году был ещё на ходу.
Но, конечно, самая знаменитая модель автобусов, которая обслуживает городские и пригородные маршруты - это ЛИАЗ-677. Эти автобусы давным-давно исчезли и из Томска с Северском, и из других городов. Арзамас - один из последних городов, в котором сохранились эти автобусы, и на момент написания этой заметки несколько автобусов, кажется, ещё на ходу. (Единственный город, в котором видел ЛИАЗ-677 в последние годы помимо Арзамаса - Вязники. Там он обслуживал маршрут Вязники - Мстёра. Но это было в 2011 году, и не известно, сохранился ли сейчас этот автобус) Но желающим увидеть их стоит спешить - скоро и эти автобусы исчезнут.
Арзамасский автобус заслуживает ещё нескольких слов, чтобы сказать о нём. Это - единственный вид городского общественного транспорта. Вышло так, что, в отличие от многих других городов, маршрутные такси не появились в городе, и все маршруты обслуживает предприятие "Арзамаспассажиравтотранс" (да, именно так пишется это название). Маршруты охватывают практически весь город, и автобусы ходят вполне регулярно. Пожалуй, это одна из лучших транспортных систем в нашей стране, среди сравнительно небольших городов - уж точно.
От здания музыкального училища начинается короткая оживлённая улица Мучной ряд, на одной стороне которой расположились торговые предприятия и банк, а единственное здание на другой стороне - Благовещенский храм, который некогда был частью ещё одного монастыря - Спасо-Преображенского. Долгое время храм был лишён колокольни, которую в последние годы восстановили.
На перекрёстке Мучного ряда и улицы Красной милиции, от которого также начинается улица Коммунистов, расположился самый большой и приметный из старинных городских домов - дом Белянинова, построенный в начале XIX века. Первым владельцем дома, однако, был совсем другой человек - купец Попов - Ямщиков. На самом деле этот дом был частью большой городской усадьбы, в которой были ещё несколько зданий. Также некогда этот дом славился богатой внутренней отделкой: потолки и стены были расписаны учениками школы живописи Ступина, но впоследствие отделка была, увы, утрачена.
Немного дальше по улице Красной милиции расположен Спасо-Преображенский собор - самое старое из сохранившихся зданий Арзамаса, построенное в середине XVII века. Долгое время собор использовался в качестве здания архива, но недавно был возвращен церкви. Собор был частью Спасо-Преображенского монастыря.
Несколько ниже по склону горы, недалеко от автостанции, расположился ещё один храм - храм Входа Господня в Иерусалим, а ближе к автостанции - небольшая часовенка.
А с другой стороны автостанции расположилась церковь Владимирской иконы Божьей Матери.
Вплотную же к автостанции примыкает озеро Святое, в котором, по преданию, крестились местные жители-эрзяне, от которых, кстати, и произошло название города, как считается.
На пересечении улицы Красной милиции и Космонавтов расположился ещё один старинный дом (выполненный по образцовому проекту), принадлежащий некому Вавину(наверное, купцу или богатому мещанину). Дом этот как будто сошёл со страниц книги про дореволюционную жизнь.
А одним кварталом ниже (если идти по улице Космонавтов) располагается то, что некогда было, судя по всему, ещё одной городской усадьбой. Это старое здание и сейчас известно многим - именно здесь располагается городской военкомат.
В одном месте улица Космонавтов делает своеобразный изгиб, огибая два храма : Илии Пророка и Андрея Первозванного. Вот один из них - Илии, построенный в XVIII веке в стиле барокко, но после революции утративший купол и колокольню, и превращённый в музей.
А в одном квартале от военкомата, если идти по улице Ленина, расположилось подворье Дивеевского монастыря, где построены ещё два храма : Смоленской иконы Божьей Матери и Рождества.
Как-то раз в одном блоге увидел фотографию, на которой оказались запечатлены сразу несколько арзамасских храмов. И в прошлый приезд в город отправился искать точку, из которой видны храмы в окрестностях Соборной площади одновременно. И около 11 микрорайона нашёл такую точку и сделал это фото.
Достопримечательности можно найти, если пойти и в другую сторону от Соборной площади - по улице Советской. Вот небольшая Казанская церковь.
А в следующем квартале расположилась городская администрация - в здании бывшего реального училища. Если внимательно посмотреть на эту фотографию, то можно заметить герб Арзамаса. Этот герб, изначально служивший символом арзамасского полка, пожалуй, самый лаконичный из всех известных мне гербов российских городов. Одна из трактовок этого герба связана с походом на Ивана Грозного на Казань: герб символизирует битву с казанцами, и красное стропило символизирует Москву (а также красный - цвет Богородицы ), а зелёный - цвет ислама.
Напротив городской администраци расположен памятник Александру Васильевичу Ступину - художнику и основателю арзамасской художественной школы - первой в провинциальной России.
А если свернуть с улицы Советской на улицу Горького, то можно увидеть дом-музей Аркадия Гайдара. Он, как известно, прожил несколько лет в Арзамасе, и его повесть "Школа", некогда входившая в школьную программу, как раз начинается с описания Арзамаса (и на обложке книжки был изображён явно Арзамас). Любопытно, что в этой же повести упомянут и "двойник" Арзамаса, Саров (во времена написания повести бывший всего лишь небольшим посёлком при Свято-Успенском монастыре): это, по-видимому, единственное широко известное советское произведение, где этот секретный город был назван по имени.
На углу следующего квартала расположился старый кинотеатр Искра.
А дальше улица Горького проходит по дамбе одного из трёх прудов (среднего), образовавшихся после запруживания небольшой речки Сороки. Этот пруд опять же упоминается в "Школе" и носит название "Гайдаровский пруд".
Пожалуй, архитектура города, и в особенности, самых заметных и знаменитых зданий позволяет понять, когда же был "золотой век" города. В Арзамасе, судя по старой застройке, время расцвета было в XVIII и первой половине XIX века. Тогда это был второй по значению город в Нижегородской губернии, через который проходили сразу несколько торговых трактов. О богатстве города того времени говорит и множество построенных в то время храмов, которых было некогда ещё больше, чем показал в этой заметке. В этом городе бывали не только Гайдар и Горький, но и однажды проезжал в Большое Болдино Пушкин, и бывал Лев Толстой.
Улицы Коммунистов и Космонавтов проложены не совсем параллельно, и постепенно сближаются, и после "слияния" образуют ... проспект Ленина (притом, что в городе уже есть улица Ленина). Вблизи этого места расположен памятник герою-танкисту Новикову (и имя Новикова носит расположенный здесь же Политехнический колледж - филиал ННГУ ). Приблизительно здесь заканчивается "старый" город с одно-и двухэтажной застройкой, и, дальше застройка в основном пятиэтажными, а кое-где и девятиэтажными домами.
На самом проспекте Ленина особых достопримечательностей нет, но в торговом центре "Метро" есть забавный ресторан быстрого питания "Мак Кинг".
Довольно большой угол между улицами Калинина, Парковой и проспектом Ленина занимает замечательный парк имени Гайдара.
В месте, где сходятся несколько аллей, в 1968 (?) году поставили памятник комсомольцам.
Есть в парке памятник и самому Гайдару.
Возле выхода из парка, ведущего на улицу Калинина, расположена аллея героев.
И тут же, недалеко - водонапорная башня, возведённая около ста лет назад.
Арзамас - это ещё и железнодорожный узел, хотя и не очень большой. Через главную станцию Арзамас-2 на линии Москва - Казань - Екатеринбург грузовые поезда идут почти непрерывно как иногда создаётся впечатление. Но первой в Арзамас пришла железная дорога со стороны станции Тимирязево (ныне - Красный узел) - Нижегородская ветвь Московско-Казанской железной дороги, изначально проложенная к ныне упразднённому Ромодановскому вокзалу в Нижнем Новгороде. На этой линии была построена станция Арзамас-1 с одноэтажным ккаменным вокзалом. Такие же вокзалы были построены и на других станциях Московско-Казанской дороги: в Лукоянове, на станциях Красный узел и Пенза-4; вокзалы на других станциях дороги тоже имели схожую архитектуру, поскольку, по-видимому, разрабатывались теми же авторами.
Сейчас Арзамас-1 - тихая станция, через которую проходит всего несколько пассажирских поездов в день. Здесь заканчивается электрификация, и дальше, на Красный узел, тяга уже тепловозная. На этой линии до сих пор используются старые тепловозы 2ТЭ10М и В, знаменитые своим дизелем 10Д100, звук которого бывает слышен иногда за несколько километров (а при плохой регулировке эти двигатели ещё и сильно дымят). Много лет назад, когда впервые посетил эту станцию, увидел в работе ещё более старый тепловоз 2ТЭ10Л ( один из последних на сети и в последние месяцы его работы) с составом хопперов-дозаторов.
Именно на станции Арзамас-1 4 июня 1988 года в половине десятого утра произошла самая страшная катастрофа в городе за многие десятилетия.
В поезде, который прибывал на станцию со стороны Горького, взорвались вагоны со взрывчаткой. Взрыв произошёл в северной горловине станции, в том месте,
где пути пересекает дорога. Тогда погиб 91 человек; рассказывают, что много погибших было среди пассажиров автобуса, который остановился перед переездом и который был смят взрывом. А все строения, в том числе и жилые дома в радиусе сотни метров были разрушены. И сейчас ещё в окрестностях станции, на той стороне улицы Станционной, на которой расположен вокзал, нет ни одного жилого дома. Сам вокзал тогда выдержал взрыв (хотя и получил повреждения), и остались в живых машинист и помощник злополучного поезда: взрывная волна, разрушив обе секции тепловоза, ослабла. Для семей, лишившихся крова, построили новый микрорайон (тот самый 11 микрорайон) на юго-восточной окраине города.
А в память погибших недалеко от станции открыли монумент: скульптурную композицию, сделанную из частей разрушенных взрывом вагонов, и белую часовню чуть поодаль.