Когда отстаивают незыблемость, т .е. догматический статус идей и терминов в богословии, обычно с возражением "но ведь Бог - Тайна" соглашаются, но могут ответить: "но ведь Тайна открыла, явила Себя
( Read more... )
>>Понятно ведь, что Лютер верил в Воплощение, а Тиллих уже нет.<< Так надо же понять, почему! Потому что Воплощение - такой же человеческий термин со своими коннотациями, со своей, в конце концов историей возникновения в традиции (синоптические Евангелия его не знают).
>>Конечно, примемение философских концептов к Богу опасно. Этак может показаться, что концепты первичнее и главнее Самого Создателя. Но и в них есть нечто очень важное и легитимное.<< Да, конечно. Просто важно знать границы этого применения и не обожествлять отдельные концепты, делая их единственно возможными, т. е. как бы привязанными к Богу, т. е. как бы Его частью.
>>Если настаивать только на Тайне, Бог теряет всякую конкретность. Теряется разница между Богом Библии и слепой силой, системой уравнений, «первичным Ничто» и подобными неподходящими концептами.<Если говорить о неподходящих концептах, то нужно будет и сказать, чем именно концепт не подходит. Вопрос, где брать эти критерии. И в чем по этим критериям, в частности, реальная правда библейского образа Бога по
( ... )
Вот именно, что это Иоаннова идея. У Луки - однозначно невозможно сказать. Пассаж из Колоссян - похоже, да текст, судя по всему, не ранний, девтеропаулинистический. Я думаю, правильно считать, что Новый Завет в целом использует и идею воплощение, и идею усыновления, но вторая к середине 3-го века была отметена.
Паскаль стремится избежать психологического риска, но когнитивный риск остается неустранимым.
>>Бог Сам Себя воспринимает.<< Мыслить так можно, но о самовосприятии Бога мы ничего строго сказать не можем - это мы воспринимаем или не воспринимаем некие события как Его голос или след.
Но ситуация единого канона сложилась не раньше, чем к VII в. А до этого в разных церквах вообще экзотические для нас книги могли быть авторитетными. Все эти апокалипсисы Петра и Павла когда-то в каких-то церквах читались за богослужением.
>>Беркли рулит! Если Бог Сам Себя не сознает (ну, не как мы, но в бесконечное число раз совершеннее), то какой же это Бог?<< Это имеет силу в предположении такого Бога, который может существовать или существовал когда-то без мира. Исторически очень сильно укорененная, но, строго говоря, опять же умозрительная идея или предпосылка. Вообще относительно подобных вещей мне кажется оптимальной ситуация, когда они остаются, но остается и возможность ставить к ним назревшие вопросы.
А в целом - да, концептуальная база текуча, и сама по себе идентичность - на практике понятие достаточно ускользающее. Я, например, всерьез и без круглых от ужаса глаз полагаю, что на критику супранатурализма повлияла в т. ч. встреча с Востоком, который по преимущественно видел в основе реальности молчание, а не голос. Да, в этом его ограниченность, но как аспект это дает многомерность. Опыт Бога - это и "опыт молчания", и "опыт голоса". В нашем взаимопроникнутом мире это, видимо, неизбежно и, наверное, полезно, т. к. добавляет сбалансированности религиозному разговору. Восток тоже кое-где берет теперь от Запада персоналистические мотивы.
(The comment has been removed)
Так надо же понять, почему! Потому что Воплощение - такой же человеческий термин со своими коннотациями, со своей, в конце концов историей возникновения в традиции (синоптические Евангелия его не знают).
>>Конечно, примемение философских концептов к Богу опасно. Этак может показаться, что концепты первичнее и главнее Самого Создателя. Но и в них есть нечто очень важное и легитимное.<<
Да, конечно. Просто важно знать границы этого применения и не обожествлять отдельные концепты, делая их единственно возможными, т. е. как бы привязанными к Богу, т. е. как бы Его частью.
>>Если настаивать только на Тайне, Бог теряет всякую конкретность. Теряется разница между Богом Библии и слепой силой, системой уравнений, «первичным Ничто» и подобными неподходящими концептами.<Если говорить о неподходящих концептах, то нужно будет и сказать, чем именно концепт не подходит. Вопрос, где брать эти критерии. И в чем по этим критериям, в частности, реальная правда библейского образа Бога по ( ... )
Reply
(The comment has been removed)
У Луки - однозначно невозможно сказать.
Пассаж из Колоссян - похоже, да текст, судя по всему, не ранний, девтеропаулинистический.
Я думаю, правильно считать, что Новый Завет в целом использует и идею воплощение, и идею усыновления, но вторая к середине 3-го века была отметена.
Паскаль стремится избежать психологического риска, но когнитивный риск остается неустранимым.
>>Бог Сам Себя воспринимает.<< Мыслить так можно, но о самовосприятии Бога мы ничего строго сказать не можем - это мы воспринимаем или не воспринимаем некие события как Его голос или след.
Reply
(The comment has been removed)
>>Беркли рулит! Если Бог Сам Себя не сознает (ну, не как мы, но в бесконечное число раз совершеннее), то какой же это Бог?<<
Это имеет силу в предположении такого Бога, который может существовать или существовал когда-то без мира. Исторически очень сильно укорененная, но, строго говоря, опять же умозрительная идея или предпосылка.
Вообще относительно подобных вещей мне кажется оптимальной ситуация, когда они остаются, но остается и возможность ставить к ним назревшие вопросы.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
А в целом - да, концептуальная база текуча, и сама по себе идентичность - на практике понятие достаточно ускользающее. Я, например, всерьез и без круглых от ужаса глаз полагаю, что на критику супранатурализма повлияла в т. ч. встреча с Востоком, который по преимущественно видел в основе реальности молчание, а не голос. Да, в этом его ограниченность, но как аспект это дает многомерность. Опыт Бога - это и "опыт молчания", и "опыт голоса".
В нашем взаимопроникнутом мире это, видимо, неизбежно и, наверное, полезно, т. к. добавляет сбалансированности религиозному разговору. Восток тоже кое-где берет теперь от Запада персоналистические мотивы.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment