Бердяев об итогах русской идеи соборности

Mar 20, 2009 00:48

Той самой, которой мы  по инерции всё кроем как козырной картой католический папизм, протестантский индивидуализм и прочие  буржуазные влияния, отвлекающие пролетариат от классовой борьбы   чуждые русской православной душе западные соблазны.

У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма, хотя для нас же характерна острая постановка проблемы столкновения личности с мировой гармонией (Белинский, Достоевский). Но коллективизм есть в русском народничестве, левом и правом, в русских религиозных и социальных течениях, в типе русского христианства. Хомяков и славянофилы, Вл. Соловьев, Достоевский, народные социалисты, религиозно-общественные течения начала XX века, Н. Федоров, В. Розанов, В. Иванов, А. Белый, П. Флоренский - все против индивидуалистической культуры, все ищут культуры коллективной, органической, "соборной", хотя и по-разному понимаемой. И осуществилось лишь обратное подобие этой "соборности" в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу. И сейчас русские культурные люди могут лишь мечтать о свободе творчества, об индивидуальной независимости и достоинстве. Такова русская судьба, такова двойственность России.

Н.А.Бердяев. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1990. С.142-143.

Бердяев

Previous post Next post
Up