Apr 07, 2012 16:23
"Фундаменталисты верят не в "диктовку" Бога. Если кратко и по существу, то Бог сверхъестественно вдохновлял апостола, но апостол писал своим словарным запасом. Бог же в Свою очередь руководил (сверхъестественно) выбором слов из словарного запаса. Таким образом получалась и не "диктовка", и не отнятие свободной воли и мыслей человека, и, в то же время точное и безошибочное изложение под руководством Самого Бога."
Вот это и есть противоречие фундаментализма. Свобода и априорная безошибочность несовместимы.
Свобода - определяемость изнутри. Для заострения можно парадоксально сказать, что свобода - это необходимость определяться изнутри. Но определяться значит иметь варианты.
Безошибочность - это безвариантность. Результат предопределен той истиной, которая "руководит" извне, и в таком случае нет речи о внутренней определяемости.
В процитированном мнении не зря два раза употреблено слово "сверхъестественно". "Сверхъестественно" значит помимо всей структуры конечного человеческого разума, всех этих априорных форм - как бы контрабандой от разума. Супранатурализм, похоже, для того инстинктивно и введен религиозной мыслью, чтобы компенсировать тяжелые последствия конечной свободы - риск и ответственность. Но цену он платит ту еще - по сути, упразднение разума, по крайней мере в таких ключевых точках человечества, как апостол и пророк. Чтоб не мешал.
Конечно, тот же Павел всеми своими текстами противоречит тому, что его разум упразднен. Он постоянно рефлексирует, рискует, переопределяет позицию и т.д.
Кстати, христология эпохи догматических споров наткнулась именно на это же самое - человечность, мешающую уверенности, захотелось задвинуть куда подальше.
религия,
богословское,
мышление о мышлении,
христианство,
философизмы