Похоже, что в этом году особенно много походить под парусом не удастся по многим причинам, так что на весенний поход у меня были большие планы - хотелось за неделю обойти вокруг Аландских островов. Сразу скажу что эта цель была достигнута, но обо всем по порядку.
Лодка. В этот раз была Dufour 34 E performance
http://www.dufour-yachts.com/boat-dufour-34e-p-2.html. Лодочка новая (800 миль лога), приятная во всех отношениях, разве что чуток тесновата. Ну да нас было всего четверо, так что поместились легко. Лодка изумительно управляется, легко идет при слабом ветре особенно на острых курсах. Отлично прет при 35 градусах вымпельного ветра (после прошлогодней Баварки это кажется почти что чудом)
Погода. С погодой было все тоскливо, холодно, ветра мало, один день лил дождь. Волн не было совсем. Утешает, что все могло бы быть гораздо хуже.
Ну а теперь про все по порядку.
8 мая. Первый крупный провал - в Финляндии день Матери, все магазины закрыты. Закупаем еду на АБС, принимаем лодку, выходим в море из Айристо в 6ть вечера. Ветра нет, так что чешем под мотором в Веркан. Там пустынно, все закрыто, но на пирсе есть электричество. Уже неплохо. Совсем поздно приходят две деревянные лодки - ура, мы не одни.
9 мая. Подьем в 6ть утра, выход в сторону Аланд. Ветер слабый, часам к 12 ставим парус. Делаем 3-4 узла.
Расходимся с паромами и обед опять под мотором. После обеда идем галсами до самого Бомарсунда. Там стоит еще одна лодочка, кемпинг закрыт, душ, говорят, будет через неделю.
Гуляем, смотрим развалины - на берегу тепло.
Экипаж нашей лодочки
Слева направо: Рома, Ира, Дима и я.
Учебные стрельбы
Штурм крепости
Ира отдыхает на развалинах после штурма
10 мая. Рано утром выходим. План - обогнуть остров с севера. Бодро идем под мотором по шхерам, появляется ветерок, ставим паруса. Идем большими галсами сильно удаляясь от берега. К обеду проходим маяк Sälskär - северо-западная точка Аланд:
Наши бравые капитаны:
К вечеру заходим в Карингсунд. Заход сложный, уровень воды почти на метр меньше обычного, а там и при нормальной воде фарватер узкий, кругом камни. Буев нет (Харбормастер сказал льдом унесло).
Других лодок нет, зато в кемпинге полно народу. Арендуем сауну, кое-кто даже купается. Очень хорошо!
И на камнях растут деревья:
11 мая - идем в Маринхам. Почти все под парусом, тренируем MOB.
Встаем в западной марине, покупаем еды и пива. Смотрим регату местных спортсменов. В марине все работает, включая сауну, хотя кроме нас никого нет. Ужин в дорогом ресторане - пожинаем прелести цивилизации.
12 мая - Подьем рано утром - идем на Чокор. Сразу ставим парус, у нас вмордувинд, выходим самым западным фарватером, там больше простора для лавировки. Часа за четыре доходим до ветродуев, вот только толку от них мало - еле крутятся:
Гдей то мы???
Все равно идем под парусом. Дальше - самое трудно место за весь поход с точки зрения навигации - идем на восток, без фарватера, по мелкоте среди камней и скал. Проходим часа за три, ветер - галфвинд почти всю дорогу, что сильно упрощает маневрирование. Выскакиваем на открытое место - остается 15 миль, но тут уже все просто - доходим 2мя галсами до Чокора. Последний час я дрыхну в кокпите, экипаж вполне себе справляется.
Изучаем схему захода:
И вот, наконец, мы на Чокоре!
Все очень устали:
Чокор - это прекрасное место. Там живет дайверша Бригитта и нас там тоже помнят очень хорошо :))
За 12 евро нам дают воду, эл-во, сауну, гриль, кухню и 4 велосипеда. Ну разве это не круто?
13 мая. Пятница 13ое. Утром катаемся по острову, пополняем запасы пива. У лодки нас подкарауливает корреспондент, ловит Диму и берет у него интервью
http://np.netpublicator.com/netpublication/n02892274 (на 12ой странице) Понять бы еще, что он написал. Вроде как, что мы крутые русские парни, зашли на Чокор за лапинкультой.
Идем в Лаппо. В какой-то момент индикатор уровня топлива валится на ноль (еще вчера было больше половины). Ставим паруса, ветра мало. Слава Богу, на Лаппо есть заправка, вот только причал к ней разобран и вода низкая. Разворачиваемся и по миллиметру двигаем лодку к колонке. Вроде, длины шланга хватает и я иду платить. Автомат глотает мою карточку и оставляет у себя. Приходит владелец автомата, долго пытается извлечь карточку подручными средствами. Звонит в службу поддержки, но что-то Тампере не отвечает (хаха, в 9то часов).
Наконец, карточка спасена, топливо залито. Все островитяне радуются нам, когда узнают, что мы русские зовут нас в бар смотреть хоккей (Россия - Финляндия). Но телевизор у нас свой, встаем бортом к причалу, наливаем.
В этот момент подходит паром, волной от которого нас прилично прикладывает об пирс. Фендеры спасают борт, но мы гнем опору леера, котороя зашла под доску причала. Еще раз перешвартуемя, на этот раз носом. Надо сказать, что прыгать с носа лодки на высокий причал это такая акробатика, особенно когда все мокро. Но что делать, бортом стоять совсем больше не хочется.
14 мая. С утра льет как из ведра. Спим до 10ти, но просвета не видно. Ветра нет, так что идем под мотором на Корпо. По плану мы хотели дойти до Турку, что бы вечером походить по барам, но увы - этому плану не суждено было сбыться.
Подходы к Корпо хорошо охранялись:
В Корпостреме тоже было пустовато:
Но, нам там налили, включили сауну, так что жизнь наладилась. Попивая пивко, мы с интересом наблюдали, как полиция тормозила все катера и заставляла их владельцев дуть в трубочку.
15 мая. Ветер есть, в тумане возвращаемся в Айристо. Слышны гудки, включаем ради и слушаем переговоры VTS.
переход короткий, в час дня уже швартуемся, моем лодку и расходимся.
ДатаМаршрутВремяРасстояние NMДизель
8.5Airisto->Verkan18:00->21:20203.4
9.5Verkan->Bomarsund6:15->16:00557.1
10.5Bomarsund->Karingsund6:20->17:00612.8
11.5Karingsund->Marinham10:45->17:00282.0
12.5Marinham->Kokar8:00->17:30511.2
13.5Kokar->Lappo12:25->21:00415.5
14.5Lappo->Korpostrom10:10->14:15284.2
15.5Korpostrom->Airisto8:15->13:00221.0
Итого 305 морских миль за 57 часов, из них 45% под мотором.
Ура ура, сезон открыт!