Финал обычно предсказуем: он завершает любую череду успехов и либо свергает с занимаемых высот, либо дает возможность отдышаться победителем. В любом случае, если финал не назначен календарем, его всячески предрекают. Третий год подряд концертный сезон Филармонии венчает фестиваль П.И.Чайковского. Он нагнетает кульминацию концертной череды, оттягивая спуск, так, что выходит на поклон под громогласные аплодисменты и с тем скрывается за кулисами до осени.
III Фестиваль Чайковского и бумажный слоник из надвигающихся "Безумных дней"
В этом году программа вдвое насыщеннее, чем в прошлом, поэтому я предпочту не пугать вас обилием постов и рассказать о фестивале в целом, хоть и через частности концертов. Обещаю, так выйдет короче :О)
Открытие Фестиваля Чайковского
Открывать фестиваль выпало Международному молодежному Чайковский-оркестру - проекту, в котором на базе Уральского молодежного симфонического оркестра объединились талантливые музыканты из разных стран мира. Концерты, на которых выступает молодежка доставляют мне эстетическое удовольствие (#особенноенот #особенноскрипачки): обаятельные девушки, умеренно строгие подчеркивающие платья. Мужская часть во фраках производит впечатление джентльменов: таким не только контрабас кружить, но и девушку доверить вальсировать можно. Не ровен час, эти ассоциации возникли под впечатлением вальса цветов.
Маэстро Энхэ и международный Чайковский-оркестр
Глядя на сцену, понимаешь, что оркестровые ямы придумали для несимпатичных музыкантов, чьим талантом все-таки не хотелось разбрасываться. Или под влиянием завистливых артистов, которые боялись, что красота первых скрипок их затмит: или вырезом, или виртуозностью. Как хорошо, что филармония не театр!
Живя в Екатеринбурге стать жертвой Чайковского очень легко: "...он ближе, чем ты думаешь". Помимо балетов и опер, являющихся неотъемлемыми постановками театров, есть День рождения композитора, День памяти, День музыки Чайковского. То и дело выступает какой-нибудь лауреат конкурса, каких за 57 лет существования накопилось в достатке. А еще у композитора регулярные юбилеи, трибьюты и приснопамятные теле-постановки лебединого озера в траурные дни. И каждый год происходит что-нибудь новое и невообразимое. "Никогда такого не было", - скажите вы, - "и вот опять!"
.
Вадим Репин и УАФО
Фестиваль открывали с легкой руки известными произведениями Чайковского: различными "Танцами ..." и "Вальсами..." из балетов. Но второй концерт повысил планку - выдвинул на авансцену солиста и назначил ему в свиту Уральский академический филармонический оркестр. Они начали без лишних слов, предваряя восхищение зрителей музыкой. Лисс по-прежнему как добрый волшебник творил умиротворяющую тревоги музыку. Светлую и лиричную.
Вадим Репин
Противовесом нежной первой части выступает скорбный меланхолический вальс. Ответом на него - взрывная музыка скерцо, и в качестве завершения "тема с вариациями". Не знаю, можно ли назвать финал открытым, но двенадцать варьирований финальной темы, кажется, подводят к одной мысли. Эта музыка живая как бегущий ручей.
Второе отделение посвятили Прокофьеву. Он не столь прост и линеен в вызываемых эмоциях. Его музыка как россыпь удивительных камней, выпавших из шкатулки. Пытаясь уложить вновь, поднимаешь их по одному, разглядываешь переливы и любуешься игрой света.
В паузу между частями концерта у одного из оркестрантов зазвонил телефон. Со сцены звучала мелодия Эннио Морриконе "Хороший, плохой, злой" из одноименного фильма с Клинтом Иствудом. Кто был "плохим", мне сказать сложно, потому как в гуще оркестра дальше стройного ряда скрипачек я никого не вижу. Кто был "зол" - предположить несложно. А "хорошим"... - Репин. Да, он был хорош! :О)
Единожды его уже вызвали на бис (вероятно, заготовленный). Но после продолжительных аплодисментов и неумолимого стояния на месте, он выступил еще раз. Играл с удовольствием, но, поклонившись раз, тут же ретировался, махнув оркестру, который покинул сцену вслед за ним. Тем он не оставил публике шанса настоять на своем.
.
Питер Донохоу и УАФО
Концерт Питера Донохоу - лауреата конкурса П.И.Чайковского 1982 года и командора ордена Британской империи - принял меня в непривычной до того момента роли. По особому распоряжению я был назначен приглашенным мастером-ниндзя над фотосъемкой. Таился в тяжелых портьерах позади зрительных рядов, замирал в гуще аудитории не смыкая глаза в видоискателе, целился из приоткрытой створки двери на самых рубежах сцены и ловил буквально каждый чих - снимал все, что музицировало, а что не музицировало - музицировал сам и снимал. Одним словом, "работал". Двумя: "усердно старался".
Питер Донохоу, рояль и УАФО
Слушать музыку через призму визуальных образов, которые ловишь объективом, не то же самое, что занимать одно из кресел в зале и снимать лишь украдкой в момент всезаглушающих аплодисментов. "Или" - "или". Поэтому о самой музыке я могу сказать немного.
Донохоу произвел на меня впечатление незыблемой горы - рыцарски невозмутимого музыканта, лишенного тревожных движений и веяний. Умеренно плавные, точные, выверенные - такими же они рождают сыгранную музыку. Хотя, быть может Рахманинов и не должен звучать иначе.
.
Чжан Цзо и УАФО
Фестиваль Чайковского должен был представиться мне в трех концертах, и чем ближе они отстояли к концу, тем меньше в них становилось Петра Ильича и больше Прокофьева. Казус, но не
"тот самый" имени Сергея Сергеевича. Концерт китайской пианистки Джан Цзо должен был стать для меня последним концертом сезона и завершить
длинную череду академической музыки в моем репертуаре посвещения.
Чжан Цзо
К чему я до сих пор не могу привыкнуть: солист может выступить только в одном из отделений концерта и даже в отдельной его части. Это особенно может расстроить, если солист - обаятельная девушка в красивом платье. Как ни странно, уход со сцены симпатичной девушки способен расстроить мужскую часть аудитории, шикарного платья - женскую, а талантливого музыканта - интеллигентную. Что поделать, я разрываюсь в печалях.
Но я забежал вперед: первое отделение играли без нее, что дало мне в очередной раз повод пристально разглядывать "маленькую музыку", которая не уходит в зал, а остается там, где сотворяется - на сцене. Это особая мимика, краткие жесты, оброненный соседу слова, ловкие перелистывания партитуры, мгновения ожидания перед вступлением в партию, скользящие по изящно изогнутым линиям тела капельки влаги и многое другое, что остается незамеченным смотрящими свысока или издали.
Все-таки Дмитрий Лисс - главный дирижер и художественный руководитель УАФО - весьма харизматичен. И хоть в нем проступает многое от драматического актера - кульминации, надрывы и всяческий катарсис - я по-прежнему считаю, что смени мы декорации на предместья Хогвартса и устрой сцену битвы волшебников, он органично в нее впишется.
Мне все кажется, что когда-то выбранный музыкантом инструмент если не определяет, то точно отражает особенные черты характера. Их - характеры - можно прекрасно читать на сцене. Они многогранны, но наиболее частые их состояния легко видны. Вот виолончелисты как-то особенно безразличны к происходящему. Во всяком случае, так говорят их лица. А вот скрипачи - наоборот.
Прокофьев вызывает во мне большую симпатию, чем Чайковский. Даже концерты фестиваля я выбирал с этим упором, так что во всем фестиваля имени Петра Ильича для меня две трети составил Сергей Сергеевич. Как ни странно, его музыка мне кажется более жизнерадостной. Или может просто на это повлияла красивая девушка в лазуревом платье на авансцене. Мне, как и скрипачам, выпала честь созерцать ее обнаженные плечи и спину. А виолончелисты не спешили расставаться со своими гримасами безразличия. Ну что тут скажешь: профессионалы - они могут работать в любом состоянии. Но "...зачем же себя искусственно ограничивать?", как говорил Камиль Ларин :О)
Рядом со мной сидела "женщина в годах". Она дирижировала на свой лад, подчеркивая места, где должны быть расставлены акценты, и удовлетворенно покачивала головой, когда оркестр, ведомый движениями Лисса, в них попадал.
Китаянка невыносимо скоро покинула сцену, блистательно отыграв сюиту. С ее уходом вторую часть отделения посвятили наиболее известным в широких кругах или просто поклонникам балета произведениям. Так "Монтекки и Капулетти", "Джульетта-девочка", "Гибель Тибальда" я впервые услышал не в тяжелой рок-обработке со сцены паба или в эфире радиостанции, вещающей рок мирового класса.
.
Сергей Безруков и Юрий Башмет: проект "Евгений Онегин"
На этом я завершил свой концертный сезон. Вся возможная музыка была сыграна, хотя, формально, фестивалю предстояло еще несколько дней до грандиозного финала. Но я считаю, что главное вовремя выйти из-за стола: кульминация, безусловно, хороша, но можно оставить легкое чувство голода и просто пригубив десерт. Хотя 30 концертов за сезон могут говорить о весьма обширных аппетитах.
В качестве десерта было закулисье с Юрием Башметом и Сергеем Безруковым, чему я посветил
отдельный рассказ в фотографиях, поэтому повторяться не стану. Скажу лишь, что, пожалуй, я зря пренебрег им и не включил в личную программу фестиваля о чем вам в явной форме скажут посты
zvennka (
тут),
lokijoki (
тут).
Юрий Башмет
Юрий Башмет и Сергей Безруков
Но к настоящему моменту завершился и фестиваль и весь концертный сезон Филармонии.
Поднятый флаг так и реет над зданием. Я неотступно следовал
возникшему год назад желанию культурно просвещаться и этим постом ставлю свою точку в
списке личных заслуг в породнении с академической музыкой. Выдержит ли мой настрой тот же градус безумия, или я решу, что для поддержания формы требуется уже иная программа тренировки вкуса, - мы узнаем осенью. А пока, можете выдохнуть и не бояться новых рассказов про жизнь музыки на большой и камерной сценах.
А вот каким Фестиваль Чайковского предстал передо мной в прошлом году:
День первый. "..любитель женщин и футбола"
День второй. Девушки, скрипки и "какой-то пианист"
День третий. Лисс и Белкин
День четвертый. Шевалье и Синячиха
День четвертый. Отрывки из дорожного дневника Шевалье (то же, но веселее)