"Джаз с Даниилом Крамером" это не концерт - это своеобразный формат, который каждый раз представляет жанр с новой стороны. Если жизнь - это коробка шоколадных конфет, то концерты под эгидой Крамера - ее своеобразный музыкальный эквивалент: никогда не знаешь, что именно тебя ожидает.
В минувший четверг помимо зачинателя на сцену вышли два его "гостя": Алевтина Полякова (вокал, тромбон) и Макар Новиков (контрабас). Отсутствие барабана, как сказал Крамер, означает, что всем музыкантам придется хорошо "сесть на контрабас". Сам он выступил в традиционной для себя роли, заняв единственное на сцене сидячее место - за роялем.
В зале зазвучал джаз и автомобильные брелки: пока музыка увлекала слушателей в безмятежную даль, кто-то увлекал их машины на штрафстоянку. Да и ни к чему они им будут - счастливый человек принадлежит не земле, он парит над ней едва касаясь. Тем более джаз - это бесконечно звучащая музыка, которую от вечности отделяет лишь время работы Филармонии.
Шевелящиеся усы Крамера - это своеобразный предсказатель или даже предрекатель музыки, которой только-только предстоит прозвучать через мгновение. Вероятно, бормоча под ритм он "формулирует" следующую фразу. А ритм по бедру рояля он отхлопывает ладонями так, будто в его мозг
"ворвались тувинцы и оставили отпечатки копыт" - это безумно увлекательно. В этот раз к отбиваемому месту был приставлен отдельный микрофон.
Но акцент следует расставлять не над этим, хотя бы потому, что это Крамер приглашает джаз на эту сцену, а не наоборот. Про Алевтину Полякову я могу выразиться словами из истории Юрия Мишкова об одной виниловой пластинке из далекого прошлого: "...человек, похожий на Челентано, поет и аккомпанирует себе на саксофоне". С
Molleggiato ее вроде бы ничего не роднит, но череда смен вокала и игры на тромбоне (саксофон, однако, единожды тоже промелькнул) в рамках одной композиции имела место быть.
Начали без лишних слов: с безмолвного дуэта усатых клавиш и пиджачных струн. Затем привычные "My happy hour" и "Bye-bye, my black bird". Но чем дальше, тем больше вплеталось русского романса и русскоязычного фольклора, которые с трудом складывались в общую картину. А апофеозом моего непонимания была песня Добрый Жук ("встаньте дети встаньте в круг"). Нет, конечно, один из вариантов перевода изначального слова "Jazz" - "мешанина", но я оказался не настолько в нем искушен, что проникнуться этим экспериментом или кому-то привычной практикой. Джаз и без того довольно насыщен и зачастую ходит по лезвию, отделяющему музыку от суеты, а частая смена ролей, инструментов, жанров, языков и тем, увы, только усугубляет сложность его положения. Но в том и состоит искусство.
Что я снова для себя осознаю: не так я ценю в джазе вокал, как его неповторимую музыкальную манеру. Возможно, именно он в большинстве композиций делает джаз рваным и резким. Он как-то надменно заигрывает см музыкой, подчеркивает перепады - голосовые импровизации мне не так близки, как инструментальные. Вокал накладывает на произведение дополнительные рамки: из песни слов не выкинешь (а из произведения ноты - еще как). Его интуитивно не поддерживаешь аплодисментами, чтобы не мешать исполнителю. Из-за этого чувствуешь меньшую сопричастность. Вот саксофон - лучше слов.
.
Алевтина Полякова и Макар Новиков
Тромбон на стойке подобен копью, воткнутому в землю
Тот самый контрабас, который не так давно
поломал французский джазовый квартет P.S. Помимо прочего, я застал в фойе последние дни выставки Буклы (или Букл, как правильно не знаю уж). Вот моя любимая. Чем-то напоминает рисовку из мультфильма Карлик Нос.
.
Минувший Jazz с Даниилом Крамером:
Минувший Jazz без Даниила Крамера: