Чайковский плюс Стравинский

Feb 02, 2015 14:40


Привыкнув повышать градус культурных событий в свои будни, я решил зайти дальше и впустить концерты в святая святых: в выходные. Выбрав ни о чем не подозревающее воскресенье, я отправился слушать Чайковского.




Я мог поступить как прежде, не подвергая риску свое душевное равновесие: впервые эта программа звучала на сцене Филармонии двумя днями ранее. Но, променяв неистовство вечера пятницы на спокойный сон, я подверг воскресную размеренность культурному шоку. Хотя, о чем это я. Чайковский - один из тех классиков, что не имеют вычурного или не в меру помпезного творчества. Не суть важно, какое произведение у него выбрать и с какого места слушать - он мелодичен всюду и пушистым облаком заполнит звучанием все отведенное пространство.

Начали с сюиты из балета "Спящая красавица". На таких концертах чувствуешь всю полноту оркестра: не отдельные скрипки, а целый сонм; не отдельную флейту, а Духовые; разве что только арфа остается всегда собой. Когда скрипок много, они способны тонко передавать тревожность момента - низкоамплитудными волнениями смычка по струне. И только сейчас, садясь за написание поста, я вспомнил, как зимой 2008 года я смотрел этот балет целиком. Наверное, сложно представить, что это было так давно и не где-нибудь, а в Новосибирском театре оперы и балета. Это был первый раз за мою жизнь, когда я не уснул беззаветным сном под классическую музыку, исполненную во всю убаюкивающую силу оркестра.

На том оркестр скукожился сжался, и от крупной формы перешли к размышлению для скрипки с оркестром.


Дмитрий Васильев (скрипка), это для него было "размышление с оркестром"

Во втором отделении основой была сюита из балета Стравинского "Поцелуй феи" в 4-х частях, основанного на сказке Андерсена "Дева льдов". Говорят, этот балет полон микроинтонаций и прямого цитирования Чайковского. Но я лично держу в памяти не так много музыкальных фраз, чтобы с легкостью отличить уместную цитату от хорошего авторского слова. От образности этой музыки глаза закрываются, и за опущенными веками спокойно плывешь, колышемый теплыми волнами.

У дирижеров как и волшебников: у каждого своя палочка. То тонкая и длинная, как спица или как застывшая прямая струна; то короткая, будто бы вырезанная из дерева с шариком у основания. Наверняка в какой-то момент они идут в дирижерскую версию магазина мистера Оливандера и находят там заклинание свою палочку. Так и манеры дирижеров отличны, в чем я мог убедиться еще во время Симфофорума. От иных впечатление, что они используют на оркестре Круциатус. Но музыка Чайковского неподвластна темным волшебникам. Я так думаю :О)


Лежбище котиков контрабарсиков

В воскресный день в зале много детей-непосед и сонных мужчин. Девушки, если вы соскучились по подвигам, то предложите своему кавалеру сопроводить вас на концерт музыки Чайковского. Ее легкость и мелодичность будут неуклонно усыплять его бдительность и его вместе с ней. Но если он не поддастся, то есть шанс устоять и другим тонким соблазнам. Это, конечно, не совсем подвиг, но что-то героическое в этом есть.

P.S. концерт шел и в трансляции на сайте Виртуального концертного зала, так что однажды появится в его архивах. Тогда же можно будет наверстать упущенное для себя или провести этот небольшой эксперимент с подвигами. Следите за расписанием.

.
С Чайковским мы уже сталкивались:

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония

Previous post Next post
Up