Огни большого города

Dec 13, 2014 10:02


Кино и музыка - вещи, которые кажутся неразделимыми. Фильмы давно обрели голос, и сложно представить всерьез то время, когда они были его лишены. В эпоху немоты кинофильмов невозможность произнесения слов восполняла богатая мимика и отдельные кадры с текстом, а прочее беззвучие отдавалось на откуп тапёру - пианисту, который сидел в зале и наигрывал вариацию простых мелодий. Как умел. Профессия эта давно стала частью прошлого, однако, классика немого кино не теряет поклонников, чему я недавно был свидетелем.




"Огни большого города" - классическое немое кино Чарли Чаплина, снятое уже в звуковую эпоху. Немногие знают, хоть это никогда и не было секретом, что Чаплин сам выступал композитором для своих картин, кое-что "насвистывал" аранжировщикам и не давал им делать музыку "смешной". В новых технических возможностях он смог сохранить режиссерские задумки сопровождающих мелодий. Музыковеды говорят мне, что в фильме собственная музыкальная тема есть практически у всего: героев, событий и даже предметов (например, у цветка, который бродяжка Чарли покупает у цветочницы и носит в петличке) - они помогаю лучше ориентироваться и чувствовать происходящее на экране.

За двумя абзацами слов осталось неочевидным, что кино я смотрел не где-нибудь, а в Филармонии. Показ проходил при живом музыкальном сопровождении, которое оказывал Artnovi string quartet и половина Twins Piano Duo, создававшего помимо клавишных партий необходимые звуковые эффекты. Если по-честному, то это неновая практика. Скорее, это узко-тематическая мода, имеющая определенное обаяние. Если меня не подводит память, джаз-клуб Everjazz на регулярной основе проводил подобные вечера, только с упором на джазовое исполнение. Можете в меня кинуть тортик что-нибудь, но, на мой взгляд, струнный квартет способен производить впечатление большей силы и размаха, уступив лишь целому оркестру или органу.



Artnovi string quartet - виолончель, альт, вторая и первая скрипки.

Я убедился, что комедия, снятая более 80-и лет назад, может по-прежнему производить сильное впечатление на зрителя. Несмотря на приемы, ставшие за столько лет незыблемым оплотом комедии настолько, что их повторение тут же считается клише, зал смеялся во весь голос. Чем мне приятен жанр, так это светлыми чувствами, которые испытываешь сопереживая ее героям. И если смеешься над их неудачами, то только вместе с ними.

Для Artnovi это неединичная практика. Про них самих много и красиво написано на собственном сайте, потому подробности оставлю за кадром. Все участники проекта имею серьезный опыт работы в ведущих оркестрах России и сошлись на общей любви к сочетанию музыки с другими видами искусств. Присоединившийся к квартету человек-за-роялем с помощью электронных средств создавал еще и шумовые эффекты: всплески воды, выстрелы, шум машин - чем связывал живую музыку и вечное киноискусство. С подобными концертами они активно гастролируют по городам, сильно рассредоточенным по карте. Для сравнения: впечатления gallika о московском концерте.



Рояль с приблудами



Рояль без приблуд

Здесь же я осознаю, что не настолько хорошо знаю классику мирового кинематографа, хотя и нахожу регулярные аллюзии на нее в современных фильмах. Хорошее кино как пятерошное школьное сочинение не может обойтись без правильных цитат и аллюзий. И если культурную отсылку к чему-либо я могу еще почувствовать, то понимание на что именно она сделана требует конкретного опыта. Теперь он стал чуть шире.

Если эти ребята приедут в ваш город - этот фильм точно рекомендую.

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония

Previous post Next post
Up