Правительство России решило выделить бюджетные инвестиции на строительство двух новых атомных ледоколов типа ЛК-60Я. Соответствующее постановление 19 августа 2013 года подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Всего будет построено три таких ледокола: первый из них скоро начнет строиться на Балтийском заводе и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию 30 декабря 2017 года. Таким образом, к тому времени, как старые суда будут списаны, Россия не останется без атомного ледокольного флота.
86 миллиардов на два ледокола
На данный момент Россия остается единственной страной, владеющей школой атомного ледоколостроения. Всего в мире существует 10 атомных ледоколов, и все они спроектированы и произведены в СССР или России - кроме двух атомоходов класса «Таймыр», которые были разработаны и спроектированы в СССР, но построены на финской верфи.
(Иллюстрация: проект ледокола типа ЛК-60Я, rosatomflot.ru)
19 августа 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановение № 715, которое касается выделения бюджетных инвестиций на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014-2020 годах. Первый ледокол должен быть введен в эксплуатацию в 2019 году, второй - в 2020.
Как следует из текста постановления, общий объем инвестиций составляет 86 105,43 млн руб. При этом сметная стоимость строительства первого ледокола - 42 002,81 млн руб., а второго - 44 102,62 млн руб. Государственным заказчиком в отношении строительства ледоколов установлены корпорация «Росатом» и ФГУП «Атомфлот».
При этом головной ледокол, постановление о строительстве которого было принято летом 2012 года, должен быть построен не позднее 2017 года. Таким образом, в период с 2017 по 2020 годы в России должны быть введены в эксплуатацию три новых атомных ледокола типа ЛК-60Я.
Головной ледокол серии ЛК-60Я, как планируется, будет заложен на Балтийском заводе уже в ноябре 2013 года. Спуск на воду запланирован в ноябре 2015 года, а к 2017 году он должен прийти к причалу в Мурманске. Строительство судна оценивается в 37 млрд рублей.
При строительстве ледоколов нового типа задействовано множество предприятий. Среди них - ОКБМ им. И. И. Африкантова которое занимается разработкой ядерного реактора «РИТМ 200» и ЦКБ «Айсберг», которое еще в 2009 году разработало технический проект.
Универсальный ледокол
Известны основные характеристики ледоколов новой серии. Водоизмещение атомного ледокола типа ЛК-60Я составит 23 000 т. Длина - 172,2 м., ширина - 33 м., а высота - 15 м. Двигателями новых атомоходов послужат два атомных реактора мощностью в 170 МВт каждый. Скорость хода составит 22 узла, то есть около 40 км/ч. В автономном плавании атомоход сможет находиться шесть месяцев. При этом перезагрузка топлива понадобится раз в семь лет. Экипаж судна составит 74 человека.
Как сообщается, двухосадочная конструкция ледокола позволит использовать его не только в арктических морях, но и в устьях полярных рек. Предполагаемая география работы нового атомохода - западный район Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря, а также устье Енисея и район Обской губы).
«Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол», - поясняют в ОКБМ им. И.И. Африкантова, которое принимало участие в разработке проекта.
Особенность ледоколов типа ЛК-60Я именно в том, что они могут быть использованы и на глубокой воде, и в руслах рек. Это позволит заменить новыми судами как ледоколы типа «Арктика», которые используются в морях, так и машины типа «Таймыр», которые работают на мелководье.
«Атомный ледокол нужен для работы в самых суровых условиях. Когда начинаются льды более двух метров, дизель-электрические ледоколы пасуют, приходится применять еще более суровую технику. Кроме того, атомные ледоколы могут ходить на более дальние расстояния и в более долгие экспедиции. Он может идти столько, сколько надо, выполняя поставленные задачи, и так долго, как надо», - рассказывали в СМИ представители Объединенной Судостроительной Корпорации, в состав которой входит «Балтийский завод».
Атом на службе корпораций
Новость о выделении бюджетных инвестиций на строительство новых атомных ледоколов вселяет надежду на то, что в будущем будет возможно обеспечить круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. На данный момент круглогодичная навигация ведется лишь в западном секторе, а в восточном - только в летне-осенний период.
Без атомных ледоколов серьезно затрудняется реализация многих значимых проектов. К примеру, полноценное освоение нефтегазовых месторождений Арктики, которым с 2011 года занимается компания «Газпром», без атомных ледоколов попросту невозможна. Сложно будет реализовать и проект компании «Новатэк» по строительству завода, производящего сжиженный природный газ на полуострове Ямал: как ожидается, этот проект должен заработать в 2018 году.
Атомные ледоколы особенно важны для обеспечения грузопотока из углеводородных месторождений в Ямальском регионе. Как ожидается, уже в течение ближайших двух-трех лет грузопотоки могут дать 20-25 млн тонн.
Помимо этого, Северный морской путь, на котором работают атомоходы, активно используют многие крупные компании - ГМК «Норильский никель», Росатом, Газпром, ЛУКОЙЛ и Роснефть. Без достаточного обеспечения работы СМП жизнь в районах Крайнего Севера может практически остановиться.
При этом перспективы использования Северного морского пути только растут: ожидается, что в краткосрочной перспективе все больше будут продаваться сжиженный газ и сырая нефть с Северного моря и Ямальского полуострова, а в долгосрочной перспективе - углеводородное сырье с шельфа Карского моря.
«Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой - огромная энерговооруженность (мощность энергетической устновки движителя, большой ресурс). Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола», - объясняют в ОКБМ им. И. И. Африкантова.
(Фото: атомный ледокол "50 лет Победы", Википедия)
Сколько в России атомных ледоколов?
На данный момент в строю находятся шесть атомных ледоколов. При этом на Северном морском пути работают только четыре из них: остальные два простаивают.
Атомный ледокол «Россия» был построен в 1985 году, но в июне 2013 года выведен из состава флота. Сейчас он находится в отстое для выгрузки отработанного топлива. Планируется, что в 2015 году он будет утилизирован вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь», которые вышли из строя ранее.
Точно так же ныне не действует атомоход «Советский Союз». Он был спущен на воду в 1990 году, но с 2010 года выведен из состава флота и находится в отстое.
Таким образом, в работе на Северном морском пути сейчас заняты лишь четыре атомных ледокола.
В 1989 году совместно с финской компанией Wärtsilä был построен атомоход «Таймыр», а чуть позже, в 1990 году, на той же финской судоверфи был спущен на воду ледокол «Вайгач». Оба этих ледокола принадлежат к одному проекту, и срок их службы ориентировочно закончится в 2018 году. Заняты они в работах на мелководье и в устьях сибирских рек.
Атомоход «Ямал» был спущен на воду в 1993 году. Срок его службы должен закончиться в 2020 году.
«50 лет Победы» - единственный ледокол, достроенный уже после распада СССР. Он был введен в строй 2 апреля 2007 года. Это модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса «Арктика». На данный момент он считается самым большим и мощным ледоколом в мире.
Также в настоящее время ведется разработка проекта атомного ледокола типа ЛК-110Я. Его главной задачей станет обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути и проведение экспедиций в Арктику. Ожидается, что конструкторская документация будет завершена к 2016 году.
Одной из особенностей ледоколов этого типа станет увеличение ледопроходимости до 3,5 м. Разработкой занимаются ОКБМ им. И. И. Африкантова и ЦКБ «Айсберг».