Г. Я.: "...Немцы не теократический народ. У них нет национального бога в собственном храме". Ф. К.: "Так принято считать, в действительности же дело обстоит совсем иначе. У немцев есть «бог, который велит ковать железо». Их храм - прусский генеральный штаб".
Г. Я.: "Но ведь большевизм выступает против религии". Ф. К.: "Он делает это потому, что он сам - религия". Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой
1
В практической психологии есть такой известный приём, существующий в разных вариантах. Добровольца просят записать, что в своей жизни он считает важным, а потом - провести мысленный эксперимент и начать отказываться от этих ценностей, от одной за другой. Конечно, в первую очередь люди жертвуют наименее значимым. В конце концов, от всего перечня остаётся единственный пункт, в котором сосредоточены главные устремления человека. Как выразился Ортега-и-Гассет, это "центр тяжести личности". Центр субъективной реальности, вокруг которого по орбитам вращаются все явления мира: одни притянуты поближе, другие затеряны на периферии. Можно сказать, что в этом главном пункте и состоит персональный образ бога.
Бог - то, что наполняет смыслом жизнь и каждодневные действия (или бездействие) любого из нас. То, что определяет наши заботы и интересы, позволяет расставлять приоритеты и формировать собственное мнение. Солнце, вокруг которого крутится любое мировоззрение, будь то индивидуальный взгляд на вещи или образ мышления целого народа в определённую эпоху.
Гелиоцентризм здесь даже ни при чём: задолго до того, как Солнце заняло центр мира в представлении человека, оно уже прочно занимало центр практически всех религиозных систем. Образ Солнца издревле ассоциируется с ключевыми идеологическими понятиями. Конечно, эта ассоциация - не единственная и не обязательная, но масштабы её распространения впечатляют.
Поклонение Инти, общему богу всех инков. Бернар Пикар, Cérémonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde, том VII, лист 72. Париж, 1809Очередь верующих к чудотворной иконе Казанской Божией Матери с просьбами о заступничестве и исцелении. Казанский собор, Санкт-Петербург
Солярная символика возникла ещё на заре человечества, когда люди почитали само дневное светило. Затем она была перенесена на другие, в том числе абстрактные, явления мира, которые играли в жизни людей самую важную роль. Объект наиболее значимых мыслей и устремлений - и есть бог. Эту идею прекрасно выразил Карл Юнг. "Психологически говоря, бог всегда означает высшую ценность, т. е. наибольшую сумму либидо, величайшую жизненную интенсивность" (Психологические типы, V, 2). "Люди хотят любить в боге только свои идеи, именно те представления, которые они проецируют в бога. Они хотят таким путём любить своё бессознательное, т. е. ... в каждом человеке равно сохранившиеся остатки древнего человечества и многовекового прошлого" (Либидо, его метаморфозы и символы, 2, IV). "Вот бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его присущим ему именем Абраксас. Он ещё более неопределим, чем бог и дьявол. Дабы отличить от него бога, мы именуем бога Гелиос либо Солнце" (Семь наставлений мёртвым, II). Разнообразные религии вкладывают в понятие бога особый смысл, каждая - свой, и в них, как в планетных системах, светят свои солнца.
Но человек непостоянен, и иерархия ценностей в течение жизни меняется неоднократно. То, что было важно вчера, сегодня превращается в пустой звук. Так и библейские пророки, и Мухаммед сетовали, что их соплеменники в беде взывают к единому Богу, а в дни радости возвращаются к языческим верованиям. "...Они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе»" (1 Цар. 12:10). "Если постигнет человека беда, будет взывать он к Господу своему, склоняясь пред Ним, но когда Господь пошлёт ему милость Свою, он забудет прежние моления и станет поклоняться иным богам, считая их равными Аллаху" (сура 39, аят 8).
С другой стороны, сколько бы ни было богов и как бы их ни величали, смысл молитв не меняется уже многие тысячи лет. Так называемая "народная религия" повсеместно почти одинакова, ведь простым людям всех народов и во все времена хочется одного и того же: здоровья, любви, удачи, достатка - словом, всего, что до сих пор желают на каждом дне рождения.
В последние годы среди москвичей стала популярна Напрудная башня Новодевичьего монастыря. Ошибочно считается, будто именно в ней была заточена царевна Софья. Мало того: стоит теперь написать желание на стене башни - и благодаря Софьиной помощи оно сбудется. Многие путают царевну с тезоимённой мученицей (Святой Софией), в честь которой освящён придел монастырского собора
Поэтому бессмыслен вопрос, существует ли бог и, если да, то бог какой религии. Все боги одинаково реальны и отражают потребности человека. Другое дело, что они реальны не физически, а психологически, как и подобает чистым идеям. Существуют ли боги самостоятельно, независимо от индивидуальной и коллективной психики, или "чистый дух есть чистая глупость", как считал Ницше, - я судить не берусь. Да это и неважно. Лучшее доказательство существования богов - то, что каждый человек бессознательно в их власти.
Чтобы убедиться в этом, достаточно осмотреться вокруг себя. Любое творение человеческих рук имеет цель, а потому создано не столько человеком, сколько богом - идеей, которой руководствовался человек, взявшись за то или иное дело: основание города, строительство дома, покупку квартиры, выбор цвета штор - что угодно. Поэтому не только человек сотворил себе богов, но и боги сотворили человечество и творят каждую личность.
Любой противник религии, помимо своей воли, является моно- или политеистом. Он верит, что его действия имеют какой-то смысл. Верит в грядущее государство всеобщего благоденствия или, более приземлённо, в то, что дети продолжат его бизнес. Ходит ли он на работу или бесцельно шатается по барам, проматывая выигранные деньги. Получает ли он удовольствие от каждого дня или, стремясь прекратить муки, лезет в петлю. Желает ли завести семью, а то и не одну, или всю жизнь посвятить выхаживанию и воспитанию чужих детей. Стремится ли к аскетизму и тихим научным изысканиям или к эффектным шоу перед многомиллионной аудиторией. Нашёл ли свою стезю или только нащупывает её, действует планомерно или спонтанно - каждый шаг чем-то мотивирован.
Если природа - царство материи, то в обществе всё обстоит наоборот: людьми управляют идеи. Это объясняет, почему учёные-естественники и гуманитарии с таким большим трудом находят общий язык. Между ними - центральный вопрос философии о первичности материального или духовного.
Отсюда следует, что подлинный атеизм - это нигилизм, полное отсутствие ценностей и ориентиров. Испытать похожее чувство можно, доведя мысленный эксперимент до конца и очистив свой разум от последней оставшейся ценности. Это опыт темноты и пустоты, когда нет смысла ни жить, ни умирать. Тот первобытный домировой хаос, который заполнили первые боги.
Ницше Ф. Антихрист. Пер. В. А. Флёровой / Так говорил Заратустра. Антихрист. М., 2006. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Пер. С. Л. Воробьёва / Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М., 2008. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Пер. С. А. Лорие. СПб, 1994. Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. С. А. Лорие. М., 2006. Юнг К. Г. Семь наставлений мёртвым. http://www.gnosis.org/library/7Sermons.htm