Первого апреля комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству предложил палате принять в первом чтении законопроект, предусматривающий включение в судейский стаж предшествующего периода работы прокурором, следователем или адвокатом, а также на должностях, требующих высшего юридического образования, в аппаратах судов.
Что за инициатива, которая требует столь быстрого принятия? На что собственно влияет стаж и почему этот вопрос возник именно сейчас? И почему наши законодатели озаботились благосостоянием судебной власти? - Эти и ряд других вопросом возникли абсолютно невольно. Но глаз действительно режет, поскольку на фоне многочисленных проблем в ЖКХ, социалке, медицине законодателей почему то больше заботит благосостояние судебной власти. Оно и понятно, ведь именно суды пока еще "держат на плаву" существующие претензии населения к различного рода чиновникам, поскольку судебная защита прав пока еще их компетенция.
Так вот, оказалось, что при создании апелляционных инстанций в судебной системе возник кадровый голод, и для восполнения нехватки судей, много кого взяли из сосуществующих правовых профессий: из прокуроров, из следователей и из адвокатов. Но поскольку пришли на судебное поприще в разное время, оказалось, что все они получают разную зарплату, которая в частности зависит от исчисления стажа.
До вступления в силу в январе 2009 года
Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в стаж работы судьи, занимавшего свою должность не менее пяти лет, засчитывалось время его предшествующей работы прокурором, следователем и адвокатом. Согласно вышеназванному Федеральному закону, с 10 января 2009 года в судейский стаж не включается время работы прокурором, следователем и адвокатом. Согласно постановлению по
делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", норма, которая привела к утрате возможности учитывать судьям выработанный ими стаж работы прокурором, следователем и адвокатом при получении различных выплат (надбавки к зарплате, пожизненного содержания и выходного пособия), признана неконституционной в той мере, в какой эта норма распространялась на судей, вступивших в должность до ее принятия.
Чтобы уровнять судей в правах (ну и зарплате) Правительство РФ внесло
9 марта этого года в ГОСДУМУ законопроект, который разработан в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 20 апреля 2010 г. №9-П.
С текстом законопроекта № 236206-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (устранение неопределенности в вопросе установления стажа работы в качестве судьи)" к первому чтению можно ознакомиться
здесь.
Предполагается, что после принятия законопроекта юридический стаж полученный на другой работе будет учитываться, только тогда, когда судья отработал в судебной системе более 10 лет. "Такой подход, считают разработчики закона, - позволит исключить случаи притока на судебные должности лиц с целью получения материальных льгот судьи при незначительном стаже работы в должности судьи, но при большом стаже работы по иной юридической профессии.
Практика показывает, что часть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от 5 до 10 лет".