Куда “стучаться” правозащитникам: Специальные процедуры ООН Подбираемся ближе к международным механизмам защиты прав человека, которые могут быть напрямую использованы НКО и, непосредственно, к УПО (он же UPR). Итак, если Договорные механизмы ООН целиком и полностью зависят от того, ратифицировала ли страна ту или иную Конвенцию, то работа Уставных механизмов ООН распространяется на все страны-члены ООН (итого 193 за исключением Ватикана).
Согласно Уставу ООН, следующие органы занимаются воплощением мер по поддержанию мира, безопасности и сотрудничества в мире:
- Генеральная Ассамблея ООН (General Assembly),
- Совет Безопасности ООН (Security Council),
- Секретариат ООН (Secretariat),
- Экономический и Социальный Совет (Economic and Social Council, ECOSOC),
- Совет по Опеке (Trusteeship Council), орган для наблюдения и управления за подопечными территориями, не активен с 1.10.1994,
- Международный Суд (International Court of Justice)
Весна 2006 года стала переходным моментом в развитии ООН: в марте было принято решение о создании Совета по Правам Человека, непосредственно подчиняющегося Генеральной Ассамблее ООН. СПЧ заменил ранее существовавшую Комиссию по Правам Человека, которая была подотчетна ЭКОСОК - Экономическому и Социальному Комитету ООН, а тот, в свою очередь, подчинялся решениям Генеральной Ассамблеи. Таким образом, иерархия стала короче на одну ступеньку, а произошедшие изменения закрепили лидирующую роль прав человека в политике ООН.
Международные механизмы защиты прав человека в системе ООН сконцентрированы на уровне Совета Прав Человека. Совет по Правам Человека - международный правозащитный экспертный орган, представленный 47 экспертами из 5 региональных групп. Члены СПЧ выбираются Генеральной Ассамблеей ООН: срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 мест для государств Африки, 13 для государств Азии, 6 мест для стран Восточной Европы, 8 мест странам Латинской Америки и Карибского бассейна, и 7 мест для западноевропейских и других государств (включая США, Канаду и Израиль).
Совет по Правам Человека является координирующим и управляющим органом для реализации следующих правозащитных механизмов:
- Специальные процедуры Совета по Правам Человека (Special procedures),
- Механизм подачи жалоб в СПЧ,
- Универсальный Периодический Обзор (Universal Periodic Review),
- Социальный Форум (Social Forum),
- Консультативный Комитет (Advisory Committee),
- Форум по вопросам национальных меньшинств (Forum on Minority Issues),
- Экспертный механизм по вопросам коренного населения (Expert mechanism on the rights of the indigenous people).
Правозащитникам особенно важно знать принципы работы первых трех механизмов, поскольку они открывают возможности для непосредственного диалога между правозащитниками, НКО и международным сообществом в случае нарушений прав человека. В ближайших статьях я расскажу о принципах работы этих механизмов и о том, как можно вступить с ними во взаимодействие.
Специальные процедуры СПЧ (Special procedures)
Для понимания механизма Универсального Периодического Обзора, прежде всего, необходимо разобраться с принципами действия и полномочиями Специальных Процедур СПЧ. Специальные Процедуры - должности докладчиков, экспертов или рабочих групп по отдельным проблемам прав человека или по правам человека на определенной территории (на 2010 год - Бурунди, Кот Д’Ивуар, КНДР, Гаити, Мьянма, палестинские территории, Сомали и Судан). Ранее существовали также специальные докладчики по Беларуси, Конго, Либерии и Кубе, на 21 сессии СПЧ планируется возобновление работы Специального Докладчика по Беларуси в связи с систематическими нарушениями прав человека.
Комиссия по правам человека учредила 30 специальных процедур, или механизмов, для разрешения ситуаций, сложившихся в конкретной стране, а также для решения конкретных вопросов, таких, как свобода слова и убеждений, пытки, права на пищу и образование.
Председатель Комиссии назначал экспертов в определенных областях сферы прав человека на должность специальных докладчиков на срок не более шести лет. Их работа не оплачивается, это независимые эксперты, которые получают в свое распоряжение сотрудников и материально-техническую базу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В их задачи входит изучение, проверка, рекомендации и публичный отчет о правах человека в конкретных странах и регионах. Они могут сообщать властям об обнародованных нарушениях, а также по приглашению посещать страны с целью получения фактического материала о ситуации в сфере прав человека.
Специальные процедуры подразделяются на две категории:
- Тематические мандаты
- Мандаты по странам
Для осуществления специальных процедур также существуют рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые проверяют и изучают конкретные проблемы в сфере прав человека. Комиссией были сформированы три группы:
- Рабочая группа по произвольным задержаниям
- Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
- Рабочая группа по использованию наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение
В настоящее время специальные процедуры находятся под контролем Совета по правам человека ООН.
Механизм действия специальных процедур следующий: эксперты готовят доклад о нарушениях прав человека в конкретной сфере или стране на основании тесного взаимодействия с гражданским сообществом, для экспертов с мандатом по стране обязательно присутствие или нанесение визитов в страну наблюдения. Для осуществления визита Рабочей Группы СПЧ в страну необходимо получить подтверждение государства. Так в настоящее время идут серьезные дебаты о разрешении Россией визита Рабочей группы по насильственным исчезновениям для разрешения ситуации в Ингушетии и других Кавказских республиках.
Главное, что Специальные процедуры СПЧ являются непосредственным механизмом взаимодействия между гражданским сообществом, международными акторами и государством, нарушающим права человека. При серьезных нарушениях прав человека, в особенности, когда они имеют систематический характер, как организация, так и физическое лицо могут связаться с соответствующим Специальным Докладчиком и предоставить ему информацию о наблюдаемых нарушениях прав человека. Следующим шагом, Специальный Докладчик вступает в контакт с государством-нарушителем прав человека и запрашивает детали и причины сложившейся ситуации. Само вмешательство международного сообщества и привлечение механизмов ООН является негативным фактором для имиджа государства, однако далеко не всегда оно идет к сотрудничеству, как это наглядно демонстрирует ситуация в Беларуси. Информация о серьезных нарушениях в сфере прав человека попадает в отчет Специального докладчика/Рабочей группы. В случае грубых систематических нарушений прав человека возможно принятие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая носит рекомендационный характер, однако очень негативно влияет на статус государства. В наиболее тяжелых случаях (Ливия, Южный Судан, Камбоджа) возможно принятие Резолюции Советом Безопасности ООН, однако в этом случае государство становится объектом иностранной интервенции, что происходит крайне редко и имеет тяжелые последствия.
Контакты Специальных Докладчиков равно как и подробная информация доступны на
сайте Управления Верховного Комиссара по Правам Человека (Office of the High Commissioner for Human Rights, OHCHR), однако русская версия там по непонятным причинам существенно хромает.
Здесь Вы можете найти контакты Специальных Докладчиков:
Подготовлено моей коллегой Миночкиной Яной