Амнистия для предпринимателей - ФАРС или утопия?

Jun 02, 2013 12:38

Май закончился, а в госдуме вопрос об объявлении амнистии в повестке дня так и не значится. О чем это может говорить? Амнистия тысяч российских предпринимателей, осужденных и/или уже находящихся в заключении по так называемым экономическим статьям Уголовного кодекса (УК) РФ, в условиях сегодняшних реалий представляется не более чем утопией. Идея уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова не нашла даже тени поддержки ни у его непосредственного начальника Владимира Путина, ни у большинства россиян, не имеющих к частному предпринимательству ровно никакого отношения.
Глава государства назвал инициативу вместе с ее обоснованиями откровенно сырой. Простые граждане, если верить свежим социологическим опросам, по-прежнему считают любое частное предпринимательство, независимо от размера получаемой прибыли, разновидностью жульничества. Инициаторам амнистии  в ближайшем будущем придется выдумывать какие-то другие концептуальные способы облегчения жизни представителей отечественного бизнеса.

Напомню, что амнистию предполагалось объявить ко Дню предпринимателя - 26 мая. То есть воплотить замысел в жизнь хотели меньше чем за календарный месяц. (для лиц знакомых с подготовкой законопроектов и прохождением их в Гос.думе идея изначально казалась ФАРСОМ). Что же ФАРС продолжился и после, спросите Вы. Думаю да, после того как амнистию завернули, Титов отреагировал практически мгновенно, взяв на доработку инициативы срок в три-четыре недели. Указанный срок также не реален, поскольку это срок лишь на формирование нового предложения, которое также будет рассматриваться. Говорить о принятии здесь явно не приходится. Эксперты утверждают, что доработка концепции экономической амнистии должна заключаться в значительном сокращении составов преступлений, подпадающих под амнистию. Поэтому не исключено, что если анонсированное Титовым помилование все же произойдет, досрочную свободу получит не сотня тысяч человек, как изначально планировалось, а всего лишь сотня-другая. То есть вместо 111 тысяч лиц амнистируемых таковых окажутся всего лишь сотни.


Косвенно на данную мысль наводит и практика последних лет. По российской Конституции исключительным правом объявлять амнистию обладает нижняя палата парламента. Последнюю по счету массовую амнистию Госдума объявляла восемь лет назад в связи с 60-й годовщиной Победы. Три года назад, накануне очередной круглой даты (65-летия окончания ВОВ), по инициативе группы депутатов планировалось амнистировать до 300 тысяч человек. Однако после многочисленных согласований на свободе оказались всего 200 осужденных. Не будем забывать, что вышеперечисленные амнистии касались ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных. То есть людей, чей социальный статус в обществе вызывает преимущественно сострадание. История с представителями частного капитала - совершенно иная.Помимо того, что сама идея бизнес-амнистии не привела в восторг первое лицо государства, мешают масштабной реализации данной инициативы еще как минимум две проблемы.

Первая - отношение населения России. По данным свежего опроса ВЦИОМ, только треть граждан готово такую амнистию поддержать. Столько же - категорически против. Причем резко отрицательно к идее относятся главным образом малообразованные респонденты, и число их велико - 47% опрошенных. Что это означает в переводе на более доступный язык? Печальную для бизнеса вещь: обыватель по-прежнему представляет любого предпринимателя - от мелкого лавочника до крупного банкира или заводчика - "вором, который должен сидеть в тюрьме". При этом заслуги, жизненный путь, история создания и развития бизнеса ненавистникам не интересны. И такое в корне необъективное отношение для России в принципе свойственно на протяжении чуть ли не веков. Таким образом, сегодня амнистия для предпринимателей не поддерживается ни сверху, ни снизу.

Есть и вторая трудность. Нетрудно догадаться, что значительная часть осужденных "за экономику" коммерсантов оказалась за решеткой (или стала жертвой других разновидностей уголовного преследования) в результате заведомо незаконных происков конкурентов, разнообразной рейдерской активности или прочих кампаний по "сравнительно честному" отъему активов. И, выйдя на свободу, десятки и даже сотни таких обиженных предпринимателей, скорее всего, предпримут попытки вернуть отобранное, а заодно и наказать обидчиков. Думаю, что наша судебная и правоохранительная системы вряд ли будут испытывать восторг от общения с такими людьми.

Все это по сути означает, что бизнес-омбудсмен Титов и сам понимает, что амнистии не случится, тем не менее декларирует свои инициативы, рассуждая о своих благих намерениях к лицам в местах принудительного содержания и находящихся под следствием. Такое поведение отчетливо принимает очертания пиара и пустословия, что дает возможность предположить, что институт бизнес омбудсменов до боли напоминают СВАДЕБНЫХ ГЕНЕРАЛОВ.

амнистия, Титов, фарс, утопия, омбудсмен, амнистия для предпринимателей

Previous post Next post
Up