Четверть миллиона шагов

Feb 24, 2015 09:48

Оригинал взят у alexxs_73 в Четверть миллиона шагов
Вариант маршрута на этот год.

Говорят, что нельзя сдавать в печать сырой материл. То, что последует дальше - это уже хорошо отлежавший себе все бока, покрытый полугодовой пылью, материал. Всё никак не собраться было с мыслями и засесть за этот пост.
В августе, после небольшой прогулки с детьми, о которой я писал тут, собрался протопать свою мечту - пройти всю Эстонию пешком. Ну и вот, что из этого получилось:

Идти я решил по природной тропе из местечка Оанду, что находится на севере Эстонии, до границы с Латвией на берегу моря - в Икла. Карта в конце поста. Кусочки этой тропы уже были мне известны, так как и с сыном немного прогулялись в 2013-м году пару дней, и ещё бОльший кусочек изучили за неделю до этого. Так как я любитель ставить себе грандиозные задачи, а потом пытаться их преодолевать, то этот раз не был исключением. Начитавшись Голтиса и о его путешествиях, решил и себя сильно не расслаблять. Задумка была такая, чтобы весь путь (370 км) пройти за неделю и при этом всю еду и воду нести только на себе, нигде по пути ничего не покупать. Так как всё нужно было нести на себе, то решил по минимуму - воды по 1 литру в день, из еды взял насушенных бананов и кураги, овсяных и полбяных хлопьев, сушёной моркови и хлебцов. На первые пару дней ещё решил взять немного яблок и огурцов. Также небольшую баночку цветочной пыльцы. Со всеми вещами, едой-питьём рюкзак стал весить 23 кг - почти треть моего веса, что, в общем-то, вполне нормально.
До места старта меня подбросил знакомый на машине и вот я на старте:

Тихое утро, первые лучи солнца, время - 6 с четвертью.
Далее следуют такие ворота с названием данного отрезка тропы, рядом карта местности с частью маршрута и разная информация о местных достопримечательностях:

Полон сил и в прекрасном настроении углубился в лес. То, что шёл один, меня нисколько не напрягало. С одной стороны, конечно, если с компанией подходящих ходоков, то было бы веселее, но с другой стороны - когда один, то ни от кого не зависишь. Вспоминая недавнюю прогулку с детьми, когда усталость в основном эмоционального характера, так как приходится постоянно все ушки держать на макушке, следя за детьми всеми органами чувств и при этом подбадривая, веселя, рассказывая разные истории и обращая внимание на интересности в окружающих просторах. Да и среди моих знакомых подобных психов что-то не нашлось, чтобы отправиться стирать ноги по самые уши и без благ цивилизации.
Тропа замечтаельно промаркирована километровыми столбиками и вот такими значками на деревьях:

Хоть у меня и были подробные карты маршрута, но когда есть такие значки, указатели и всяческие опознавательные знаки, то удобно и меньше нужно тратить времени и сил на ориентирование.
Довольно-таки часто попадались сосны, из которых когда-то добывали смолу, оставляя на стволе дерева вот такие старые раны:

Сама тропа отличалась на всём пути разнообразием. Это были и лесные дороги:

И узкие тропинки:

А в некоторых местах даже культурно сделанные ступеньки с поручнями.
Вот уже довольно старые:

А вот и поновее, даже со смотровой площадкой:

Правда, особо смотреть тут было не на что - лес, просто лес.
Иногда поперёк тропы были навалены небольшие препятствия:

Шёл со средней скоростью 5 км/ч, особо никуда не торопился, пока на свежих силах фотографировал направо и налево, делая себяшки (селфи) у некоторых километровых столбиков:

Всего лишь начало пути, я ещё бодр, весел и полон сил.
Иногда небольшие отрезки пути пролегали по шоссейке:

В лесу на перекрёстках иногда попадались и такие указатели:

Иногда встречались места для отдыха и разведения костров. Всё культурно, красиво оборудовано, со столами, лавками, напиленными дровами и вот такими лесными удобствами:

Рядом протекает мелка речушка, так даже спуск к ней сделан удобным:

Иногда природа развлекала такими вот спусками и подъёмами:

Впереди приближалось болото, это было видно по таким тропинкам:

Через всё болото проходит такая тропа, в виде деревянного настила, вдоль всей тропы имеются инфорщиты с различной информацией о местной флоре и фауне:

А также есть смотровая вышка - для обозрения окресностей:

И вот виды, которые с неё открываются. Это тропа, откуда пришёл:

А туда пойду:

Если в этом месте появиться в правильное время и не лениться, то можно увидеть (и запечатлеть) вот такие красоты. Этим фотографиям уже около 10 лет, снимал в пору активного увлечения фотоделом. Все фотки кликабельны, но из-за детализации весят немало:

На этом болоте решил и отдохнуть подольше (уже 40 километров было пройдено) - в одном месте тропа расширяется, образуя довольно широкую площадку и рядом небольшое болотное озерцо, в которое решил окунуться. Занырнул и аж искры в глазах появились от боли - поясницу, как огнём обожгло. Дело в том, что рюкзак активно тёрся о поясницу, а полы рубашки я завязал узлом на животе (на первой фотографии это видно), предоставляя свободу действиям активно назревающим мозолям. В процессе ходьбы этого даже и не заметил и только прохладная вода помогла ощутить всю прелесть, которую я себе там натёр. Но делать нечего - узлы развязал, рубашку опустил, в низ лямок рюкзака привязал полотенце и отправился дальше.
Через километр пересёк шоссе Таллинн - Санкт-Петербург, встретил вот такой щит с картой:

Время клонилось к вечеру, а до задуманного места, где можно будет кинуть кости, ещё оставалось километров 15.
Дорога стала веселей:

Пройдя ещё километров пять по лесам, вышел к лесному озеру, а это место оказалось облюбованым шашлычниками, так как приезжают на машинах (пешком шашлычники не ходят). После лесной тишины и природных звуков, такое ощущение, что попал на свалку с криками, шумом и руганью со всех сторон. В общем, очень неприятное чувство от всего увиденного и услышанного.
Ещё через пару километров тропа снова повела через болото (страна болот, ничего не поделаешь) и на посту наблюдений устроил очередной привал:

Вид с вышки:

Остаток пути шёл и мечтал о том, чтобы поставить палатку и протянуть ноги, а тут ещё для разнообразия пошли холмики, чтобы жизнь мёдом не казалась, но в конце концов дошёл до озера, около которого год назад с сыном ночевали, поставил палатку, поужинал парой огурчиков и завалился спать.

За весь остальной день съел несколько яблок и лишь сухофрукты периодически кидал в рот и рассасывал. Больше ничего есть не хотелось. Выпил 1 литр воды, состояние нормальное.
Прошёл 57 километров (около 78 тысяч шагов), поднялся на 106 этажей (судя по показателям шагомера). На место ночёвки прибыл в 20.30, а чистого времени ходьбы вышло около 12 часов.
Ночью на озере шла тусовка уток - носились по воде, крякали и инако глумились над уставшими туристами :)
Полностью выспаться не удалось, в 5.30 проснулся окончательно и решил не тратить время зря, так как уже рассвело. Собрался, умылся в водах поруганного утками ночью озера:

Пару глотков воды, немного пыльцы в себя кинул и пошёл в утренних лучах солнца и туманчике, по пути фотографируя:

Ноги расходились и бодренько так зашагал далее. Тропинка постепенно расширилась:

Пытался по следам определить - кто и когда тут прошёл до меня и есть ли шанс их догнать. Но следопыт из меня никакой, так что я занялся более привычным делом, сделав очередную себяшку:

Проходя по полю с кустами сирени, решил попробовать росу с листьев... Мммм, какое же это блаженство, когда капли росы, попадая в рот, дают прохладу и даже немного утоляют жажду. В такие моменты начинаешь ценить то, о чём раньше даже и не задумывался.
Солнце поднималось всё выше, по пути попадались красивые лесные озерца:

Иногда проскакивала мысль - эх, вот сейчас бы зеркалку с широкоугольным объективом, да поляризационным фильтром - можно было бы ТАКИЕ кадры сделать. Но как представишь, что ко всему прочему, на себя ещё несколько килограммов фототехники взвалить - тогда уже поход будет проходить совсем в другом режиме. Поэтому весь процесс сводился к тому, чтобы достать из кармана небольшую мыльницу, по-быстрому запечатлеть интересное место, даже не заботясь о том, что от самого тень в кадр попадает и что дата остаётся, засунуть обратно фотоаппарат и топать дальше. Более 30-40 секунд в таких "непривальных" местах старался не задерживаться.
У одного озерца сделал первый привал и увидел в воде много интересностей. Такое ощущение, что куча одноклеточного планктона перемещалась в толще воды, а между ними периодически попадались существа покрупнее. Вот как в этот момент мне захотелось свой фотоаппарат с макрообъективом заиметь, но пришлось довольствоваться тем, что было. Если кто знает, что за живность тут, напишите (кликнув, можно увеличить):

Дальше снова леса и лесные дороги:

Далее по пути оказался посёлок Аэгвийду, откуда мы за неделю до этого стартовали с детками и следующие 27 км шёл по уже только что пройденному пути. А тут мне посчастливилось набрать со свисающих за заборы ветвей, яблок, которые уже созрели и доп паёк организм только приветствовал. Часам к трём дня, проходя по очередному болоту, сделал большой привал и искупался в местном озере, неплохо отдохнув при этом. Дальше по болотным тропкам шёл обновлённый, периодически встречая разную живность, которая расползалась от меня в разные стороны.
Вот небольшая, но жирная гусеница, пытающаяся скрыться под досками:

Когда болото закончилось и пошла лесная дорога, то встретилась и живность покрупнее:

Вскоре дошёл до места, где ночевали с детьми, там решил сделать небольшой привал. На этом месте уже стояла палатка и её хозяин (привет, Дима!) готовился отдыхать. Познакомились, разговорились, оказалось, что он тоже идёт по этой тропе, только вышел на пару дней раньше меня. Я рассказал о своих планах и решили дальше топать вместе. Дима собрал палатку и до ночного привала топали уже вместе. Оказалось, что у нас много общего, он тоже любитель пеших прогулок по природе, так что дальше было идти уже веселее. Хотя, когда усталость к концу дня наваливается, то уже не до разговоров, сил и так не остаётся.
Остановились у большого озера, правда место было снова облюбовано шашлычниками, которые только разъехались, оставив после себя очередную свалку. Удивлялся, наблюдая откусанные гамбургеры, валяющиеся на столах пластиковые упаковки с останками еды, бутылки и прочее. Хорошо ещё, что в месте, где ставили палатки, было чисто, только шишки расчистили с ветками.
За этот день у меня снова вышло пройти 57 км (примерно 75 тысяч шагов) и поднялся на 58 этажей. Чистого времени ходьбы - 11,5 часов. Рацион был примерно такой же, только собранные яблочки добавили сыточти и влаги организму (килограмма два точно съел). Воды также - всего 1 литр выпил. Ночью прошёл ливень, палатку утром пришлось паковать в мокром виде, что отразилось в следующую ночь на её пропускной способности.
К утру я обнаружил в себе все симптомы, которые были у меня на сухом трёхдневном голодании - прерывистый и недолгий сон, вечная сухость во рту, жар от тела. И это всё было, несмотря на то, что я не голодал. Видать, в таком режиме, организму (моему) очень сильно не хватает того, что ему дают и всё сгорает и испаряется от продолжительной нагрузки. Вот тут я решил, что воду можно будет по пути набрать/купить и на радостях тут же выдул пол литра. Однако, когда стартанули, топыльца, что в себя забросил, оставалась сухой ещё пару километров - слюна не выделялась вообще. Так как запасы воды у меня были, то пил в этот день, почти не ограничивая себя. За день получилось 4 литра, но при этом не вышло ни капли, видать, всё всосалось, восполняя утраченное.
В этот день уже ощущалась усталость во всём теле, а не только в ногах, да ещё и бОльшая часть пути проходила по дорогам, что тоже добавляет усталости. И вот уже на этом отрезке пути стали попадаться длительные отрезки, где полностью отсутствовали какие-либо указатели или знаки тропы. Карта в данном случае была очень кстати. По пути несколько раз проходили через небольшие деревушки, где попадались безхозные яблони, пополняя наши запасы. Ещё заметил такую тенденцию - с каждым последующим днём всё реже и реже доставал фотоаппарат, соответственно фотографий почти не было в этот день. На очередном привале сфотографировал, как хранятся дрова, которые можно использовать "безвозмездно, то есть даром" (с):

Красного цвета колун, на который ставится чурка и вот этой колотушкой по ней надо стучать, раскалывая чурку на полешки. Удобно, что и с собою таскать не нужно топориков и лес остаётся нетронутым, да и дрова в сухом виде имеются.
Хотели в очередной деревне купить воды, да только местный житель сказал, что магазина у них нет уже лет 10 как и ближайший совсем в другую сторону километров за 15 имеется. Воды он нам залил все пустые бутылки, так что дальше всё виднелось в радужном свете. Отдохнув с пол часа и перекусив в этой деревушке, потопали дальше. Снова дороги, на небе уже стали сгущаться тучки и периодически накрапывал мелкий дождик, затем тропа свернула в лес, идти надо было по просеке, которая была в таком состоянии, что легче было бы идти по дороге. Несколько километров по этому отрезку вымотали нас окончательно, что когда вышли из леса, то просто повалились на траву. Оставалось идти уже совсем немного до ночлега.
Последняя себяшка, сделанная после выползания из леса:

Место ночлега оказалось в тихом лесу на небольшой полянке. В такие места шашлычники точно не добираются, поэтому всё было идеально чисто и уютно, в домике с удобствами даже туалетная бумага имелась в количестве нескольких рулонов, правда воспользоваться не пришлось - организм ничего не отдавал. Палатки расставляли в темпе, так как начинался конкретный дождь. Почему-то палатки оказались насквозь промокшими после предыдущей ночи, но это особо не тревожило - усталость навалилась и хотелось быстрее откинуть копыта. Но вся эта мокрота уже стала навевать мыслишки.
Проснулся утром в районе 5 часов от того, что я плаваю - мокрая ткань палатки без проблем пропускала дождь (палатка однослойная и самая простая) и вместе со спальником я реально спал в луже, рядом лежащий рюкзак намок слегка с одного бока, одежда была мокрая насквозь. У Димы ситуация была не намного лучше, но хотя бы не было луж внутри. Включили телефоны (в походе телефон держу в выключенном состоянии, чтобы хватило заряда аккумулятора), посмотрели прогноз на ближайшие дни и поняли, что приплыли - ежедневные дожди. Подумали и решили, что топать весь оставшийся путь в мокров виде и спать во влажной среде как-то не улыбается, а разводить костры и сушить всё - это удлиннение времени похода, а что у меня, что у Димы были ограничения по времени, выделенному на поход. Тогда решили сворачиваться и топать до ближайшей станции, чтобы на поезде возвращаться в Таллинн. Впереди было 15 километров до станции, дождь и очень весёлое болото.
Болото само по себе интересное, примечательное тем, что на его территории располагается самое крупное болотное озеро, мимо которого нам и предстояло идти. И всё бы ничего, мокрые сверху (даже накидки-дождевики не особо помогали), мокрые снизу (местами сплошные лужи и лёгкие кроссовки на ногах), мы бы нормально дошли. И деревянная тропа на болоте была очень даже ничего... но лишь в начале болота, а затем она просто закончилась. Оказалось, что старые доски сгнили, их убрали, а новые ещё не установили - целые штабеля брёвен и досок лежали у края болота, ожидая, когда их раскидают по клюквенным местам. В общем, идти пришлось по самому болоту, местами наблюдая, как между корнями растений блестит вода, а мы находимся на чём-то, очень напоминающем плавучий островок. Иногда ноги проваливались в торфяную жижу, но местные растения хоть и небольшие, но помогали в таких случаях. Затем пошла часть пути, откуда старые доски ещё не были убраны, но это было ещё веселее - шли друг за другом, второму приходилось отставать метров на 10, чтобы не наткнуться на доски, которые стали выгнутые, как лыжи, наступив на один конец, поднимаешь автоматически другой. Указатели также были в большом дефиците на этом болоте и иногда приходила мысль, что идём не в ту сторону. В конце концов вышли на дорогу и благополучно дошли до станции, где и закончили этот поход.
Вот весь пусть, что я прошёл, разбитый по дням и с местами ночёвок. Карта кликабельна, если кому интересно:

В этот день я ещё в городе прогулялся на 10 км, правда уже налегке, в результате за 4 дня прошёл 253 136 шагов и поднялся на 211 этажей.
Даже учитывая то количество выпитого мною в течение третьего дня и впитанного из лужи, в которой спал, вес за время похода уменьшился на 5 кг. Восстановился до первоначального значения за 3-4 недели.
Осталось примерно половина пути. Была мысль пройти её позже, но народ, кто проходил, пишет, что почти вся она проходит по дорогам и горазде менее интересна, чем первая половина. Но есть ещё и другая тропа, длина которой более 600 километров и проходит по холмисто-природным местам. Возможно, в следующий раз решусь одолеть часть этой тропы, сделав должные выводы, относительно снаряжения и погодных условий.
С апреля (когда стал пользоваться шагомером) по сентябрь включительно прошёл более 2000 километров. Далее осенью и зимой ходил значительно меньше, вот с весны снова начну гулять на более длинных дистанциях.
Спасибо за внимание всем, кто не заснул, дочитав до конца :)