Где настоящее Сейдозеро?
По материалам статьи Анатолия Ерохина, г.Мурманск.
В этой статье я расскажу об ещё одной «прокаченной», если так можно выразиться «мекке» туристов и «изотериков» - Сейд-озере. Вот уж где развернулись все по мере возможностей - тут и «альтернативщики», находящие по следам экспедиции Барченко артефакты и группы туристов внимательно слушающие «псевдокраеведов» о том, что Куйва (изображение на скале) - это Сейд, которому поклонялись саами и сами «псевдосаами» демонстративно устраивающие здесь пляски с их точки зрения характерные для истинных лопарей.
…..
…. я очень уважаю истинную (а не показную «псевдокультуру») севера и саами и именно поэтому я скрупулёзно изучаю документы и основываюсь только на них - а не на эмоциях и слухах. Для того чтобы у оппонентов хотя бы сначала закралось сомнения в том, что они всё знают, приведу аргумент, который просто лежит на самой поверхности логики. Почему никому не приходило в голову тот факт, что изображение великана на скале не может быть Сейдом? Почему? Да элементарно - просто все привыкли к навязанным штампам. Что такое представляет Куйва - изображение великана на скале по легенде? Это испепелённый богами ВРАГ саамского народа. А что такое СЕЙД? Это место обитание саамских богов, священное место, которому поклонялись. И что же получается по версии современных краеведом и гидов - саами поклонялись тени СВОЕГО ВРАГА? Вот уже закралось чувство сомнения у читающих в логичности этого. И правильно. Куйва - это не Сейд. Это просто место, подтверждающее силу саамских богов, место проявление силы Сейда.
Чтобы было понимание, приведу аллегорию. Мы разгромили фашистов и в подтверждении этого сделали фото сгоревшего Рейхстага и на нём оставили надписи. Да, следы на нём - это подтверждение нашей победы. НО ЭТО НЕ СВЯЩЕННОЕ МЕСТО ДЛЯ НАС. Почувствуйте разницу. Так и в данном случае - само изображение на скале это не сейд. Да рядом находилось капище с Сейдами - но оно было разрушено очень давно одним из завоевателей и сейчас это просто артефакт, подтверждающий легенду. Но если Куйва - не Сейд, скажут многие, то почему он находится у Сейд-озера? И тут снова промашка. Дело в том, что это Сейд-озеро получило то название только в 60-х годах прошлого века, а до этого оно было совсем в другом месте.
Но давайте всё по порядку и, как и обещал, с указанием первоисточников и документов. И начну я, пожалуй, с самих сейдов. Что же это такое?
Сейчас, благодаря искажённой информации, почти все считают, что это камни причудливой формы, в основном, так называемые «триножники». Почти все мурманчане без труда Вам покажут такой камень или группу камней в окрестностях города и будут искренне уверены в том, что это Сейды. Так уже твёрдо вбили нам в голову средства информации. Никого почему-то не смущает тот факт, что аналогичные конструкции встречаются по всему миру и учёные всех стран их классифицируют как дольмены искусственного или природного образования. Так что же тогда Сейд и кто и зачем исказил его суть?
Наиболее верное определение Сейду дает Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке в своей работе «Histoire de la Laponie. 1678.». «Слово Cейд» - пишет он - обозначает всякого рода божественность (toute sorte de Divinitez).
Из этого становится ясным, что под Cейдами древние Лопари понимали не замысловатые камни, но вообще место или всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной, волшебной силой. «Это определение очень чётко даёт понимание, что Сейд не просто камень и совсем не камень, а место нахождения саамских богов - в наше время такие места называют «местами силы». И это могли быть разные места - и гора, и озеро, и поляна и целые комплексы, содержащие в себе каменные конструкции. Саами скрывали от посторонних подобные места. Точку зрения Шеффера позже подтвердил и известный русский учёный Визе, которые посвятил изучению этой темы 4 года и провёл сам несколько экспедиций в 1910-1911 годах.
По итогам своих экспедиций Визе издаёт научную работу под названием «Лопарские Сейды», в которой полностью соглашается с определением термина Сейд - «как место силы» и кроме этого пишет: «Считаю нужным заметить здесь, что лопари чужим, незнакомым людям сообщают свои сказания чрезвычайно неохотно. В первый мой приезд в Лапландию мне стоило больших усилий добиться от них хоть каких-нибудь сведений о существовании преданий и Сейдов в частности.». Несмотря на это, добившись расположения саамов, Визе разузнаёт места настоящих Сейдов и описывает их расположение в своей работе.
Не буду приводить и другие научные статьи, но скажу, что такое правильное восприятие Сейдов и в научном мире и среди местного населения было вплоть до 60-х годов. Но позже … данное понятие изменилось и жёстко привязалось просто к любому камню странной конфигурации.
Зачем так сделано? Всё на самом деле просто. Во-первых, убедить всех, что населяющие в древние времена эти места люди были примитивными и просто покланялись причудливым камням считая их богами.
…..
….. во-вторых, внушить всем, что Сейды это просто камни типа «триножники», а они кругом и уже не оставляется шансов найти настоящие Сейды - места силы.
Но как я указал, Визе в своей прекрасной работе описал настоящие места расположения Сейдов и придания связанные с ними. Я привожу карту с указанием этих мест и если взглянуть на неё, то можно с удивлением обнаружить, что все они сосредоточены у другого, «старого», Сейд-озера и рядом расположенной с ним горы Сейд и, что на всех картах до 60-го года Сейд-озеро было именно в этом месте - южнее Умбозера, а не где отмечено сейчас - рядом с Ловозером. И именно на настоящем Сейд-озере находится настоящий Сейд - камень с сотворения мира. Вот так это описывает сам Визе: «К югу от Умбозера расположено озеро, которое называется Сейд-озеро; из этого озера вытекает Seitjok, речка длиной около 12 верст, впадающая в Умбозеро.
На этом Сейд-озере находится вежа лопаря Филиппа Сорванова. Одно название озера подсказывало мне уже, что там должен был находиться Сейд; действительно, когда я спросил об этом Филиппа Сорванова, он мне сообщил, что на берегу озера стоит «старуха». На мой вопрос, что рассказывали деды про этот камень, он ответил, что появился он тогда, когда «земля родилась».».
Кстати, этот Сейд-камень совсем не похож на те «треножники», которые сейчас так называют. Как видим, в описании приводится точное месторасположение настоящего Сейд-озера - это уже факт.
А что же было за озеро, которое сейчас называю так? А там было озеро Сийтявр (Сеийтявр). Многие скажут, но это же одно и то же почти. Отвечу, нет и совсем. По Кильдинскому диалекту «явр» - действительно, означает озеро, но вот «сийт (сеийт)», означает «селение» и по сути название этого озера - Озеро селения. Или по-нашему - Домашнее.
Именно поэтому на картах до 60-х годов настоящее озеро было обозначено - как Сейдозеро, а второе - как Сейтявр или Сийтявр.
Это подтверждается и тем, что на некоторых английских картах оно писалось как и Ловозеро «Лувявр», что так же означает «озеро у сильного (большого) селения».
Слышу, как мне возражают, но ведь Саами с Ловозера утверждают, что это и есть священное озеро. А ведь Ловозеро - это культурная столица Кольских Лопарей. Но и тут мне придётся не согласится и развенчать ещё один стереотип.
Дело в том, что в современном Ловозере никак не может остаться чистокровных Саами - да ещё владеющих Кильдинским диалектом. Да, Ловозеро - современное место возрождения (или попытки возрождения) саамской культуры, но не более того.
…..
Дело в том, что Ловозерский погост до начала XX века, это не селение, а территория от Умбозера до Семиостровья. В него входили ряд селений - зимний - летний и т.п. погосты. Учитывая характер жизни деятельности саамов, они кочевали по данной территории в зависимости от сезона. А вот Ловозеро в том виде, что сейчас мы видим, появилось в конце XIX века с момента переселением сюда Зырян-Ижемцев. Именно они в отличие от саами привыкшие к оседлой жизни и организовали его, при этом даже не в том же месте, где был зимний погост самих саами, а рядом. Более того, антропологическая экспедиция, организованная в 30-х годах учёным Золоторёвым, желающая изучить быт саами и прибывшая в Ловозеро еще в те годы в отчёте дословно отметила, что изучить быт и антропологию саами (лопарей) в Ловозере не удалось по причине того, что оно заселено Зырянами, прибывшими туда в конце XIX века и вытеснившими саами. При этом самих Лопарей уже в 30-х годах там было не более 30 процентов и уже с признаками проникновения Зырянской (Ижемской) культуры.
И, конечно, хорошо, что хоть так пытаются сохранить культуру (хотя, изучая её по историческим реальным материалам, скажу, она не очень похожа на саамскую) но всё равно, считаю, это больше коммерческим проектом, чем действительно патриотическим движением. Пусть это будет моё мнение. Но, всё же, если в Москве открыть музей Египта и даже сотрудники оденутся, как египтяне, и при переписи заявят что они и есть египтяне, чтобы сохранить работу, по факту, ими они никогда не станут, а останутся Москвичами с культурой Москвичей...
К сожалению, страница Анатолия Ерохина удалена из ЖЖ, но полный текст статьи с фотографиями можно посмотреть по ссылке
https://history.eco/comrade_major_gde_nastoyashhee_sejd_ozero/